Служба допускает, что возможен сговор на рынке, а также рекомендовало нефтяным компаниям увеличить предложение бензина на торговой площадке
Фото: Александр Рюмин/ТАСС
Обновлено в 12:20
Антимонопольная служба начала проверку рекордного роста биржевых цен на автомобильный бензин Аи-95. ФАС допускает, что возможен сговор на рынке. Кроме того, служба рекомендовала нефтяным компаниям увеличить предложение бензина на торговой площадке.
Ранее цены на 95-й бензин на Санкт-Петербургской товарной бирже достигли исторического максимума. В то же время в Минэнерго сообщили, что рост оптовых цен на бензин не представляет рисков для потребителя и является нормальной реакцией на восстановление отраслей экономики.
У роста биржевых цен на бензин есть целый комплекс причин, говорит директор департамента информации, вице-президент «Роснефти» Михаил Леонтьев.
Михаил Леонтьев пресс-секретарь и вице-президент «Роснефти» «Бензина в целом, на самом деле, достаточно, и потребитель вообще этого не ощутит. С розничными ценами все совершенно штатно: если они и растут, то в пределах инфляции. Откуда этот якобы рекордный рост на бирже? Давайте вспомним, в мае было одномоментное падение потребления на 70%, и было затоваривание, а в июне — полное восстановление, потому что потребление в июне равно потреблению июня прошлого года. Невозможно прогнозировать ни наступление карантина — это административное решение, ни выход из карантина, особенно скорость выхода, потому что это все было сделано тоже одномоментно. Теперь по поводу поставок. Есть норма — 5%. Мы поставляем на биржу 17%, предположим, «Лукойл» и «Сургут» — около 12% и 13%. Но надо смотреть на объемы. У нас, например 111 тысяч тонн, у «Сургута» — 15 тысяч, у «Лукойла» — 40 тысяч. Вся переработка — не только у нас, во всем мире сейчас такая ситуация сложилась — убыточна. Что касается экспорта, да, одним из факторов, который создал эту ситуацию с повышением цен, это экспорт. Что можно сказать про «Роснефть»? У «Роснефти» коммерческий экспорт бензина просто отсутствует. А, например, «Сургут» увеличил экспорт по сравнению с прошлым годом в два раза, «Лукойл» — в 20 раз. Есть еще один серьезный аспект — это, конечно, дефицит сырья на НПЗ Дальнего Востока. Это вообще вечная проблема, мы об этом много говорили, что 50% сырья просто завозятся с континента, плюс налоги, плюс транспорт, акцизы, НДС, плюс еще демпфер. И демпфер сейчас возвращается в бюджет. Это, кстати, ответ на извечный русский вопрос: а почему у нас не дешевеет бензин, когда дешевеет нефть? А потому что этого не дает делать бюджет, который тоже не хочет дешеветь, потому что он пожирает всю эту разницу. Так устроена наша налоговая система».
Также в правительстве заявили, что розничные цены на моторные топлива с начала года выросли ниже инфляции, дефицита на рынке не наблюдается.
Рост оптовых цен на 95-й бензин комментирует вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев.
Дмитрий Гусев вице-президент Независимого топливного союза «Базовый постулат, то есть с точки зрения населения у нас ровным счетом ничего не происходит, для текущей модели топливного рынка изменение цены на нефть на европейских биржах, на американских, на азиатских биржах, даже на Санкт-Петербургской бирже ровным счетом никакого значения не имеет. У нас от 2018 года принята четкая позиция о том, что стоимость бензина на стелле может изменяться квартально не больше чем на инфляцию, плюс изменения входящих в бензин налогов — НДС, акциз. Соответственно, на потребителях это никаким образом не скажется, цены как шли максимально на уровне инфляции, так и будут идти, подъем будет на 4-5%, максимум 6% в течение года. Топливо будет, топливо на всех заправках есть, дефицита не будет, ничего не будет. Вопрос в том, что на текущий момент не совсем дальновидная политика регуляторов, а также их достаточно упорное нежелание слышать голоса как независимых участников, так и крупных нефтяных компаний о том, что необходимо менять существующую систему налогообложения в части демпферов, в части переноса акциза. Плюс значительный рост экспорта теми же крупными нефтяными компаниями по сравнению даже с прошлым годом (цифры достаточно большие, у «Лукойла» больше 200% рост экспорта май к маю, «Газпромнефть» — плюс 107%, у «Сургута» — 26% рост экспорта по сравнению с прошлым годом) дает такую ситуацию. Плюс с учетом того, что мы заходили в режим самоизоляции и ограничений передвижения и всего прочего, не понимая, когда это все закончится, апрель и май были очень сложные месяцы, потому что бензин производился в больших количествах, завозился, а разбора не было, потому что реализация по бензинам упала на 70%, по дизелю — на 50%, соответственно, достаточно резкий выход из режима самоизоляции сыграл свою роль, что нет возможности оперативно и быстро доставить превалирующие объемы согласно этому спросу, то есть увеличить в несколько раз объемы потребления просто физически невозможно. Поэтому в совокупности все эти факторы дают нам такие скачки на бирже. ФАС, конечно, все это дело может проверять, не проверять, но, по сути дела, это узкоотраслевая проблема, которую решаем и будем решать в рамках общения с регуляторами, в рамках общения различных рабочих групп, но никоим образом все это не скажется ни на рынке, ни на людях».
С позапрошлого года в России действует механизм компенсации производителям топлива, если они сдерживают оптовые цены. В то же время механизм подразумевает, что если мировые цены на российскую нефть падают, то своей прибылью на внутреннем рынке с бюджетом делятся уже производители.
Источник: bfm.ru