Ракета комплекса IDAS. Источник: globalsecurity.org
Внимание, воздух!
Ничего нового в концепции уничтожении воздушного противника с борта подводной лодки нет: артиллерийские орудия умели это делать еще на субмаринах Второй мировой войны. Однако по вполне очевидным причинам субмарине проще вообще не связываться с вражескими самолетами и уйти на глубину. Появление противолодочной авиации серьезно осложнило ситуацию, особенно это коснулось вертолетов с их вездесущими гидроакустическими буями. Наиболее очевидной идеей противодействия является упреждающий ракетный удар. Одними из первых ЗРК на субмарины поставили британцы.
Blowpipe SLAM (Submarine-Launched Air Missiles). Источник: thedrive.com
В 1972 году на подлодке HMS Aeneas появились четыре ракеты Blowpipe SLAM (Submarine-Launched Air Missiles), установленные на выдвижной мачте. Позже израильтяне установили такую же ЗРК на одну из своих подлодок. Эффективность подобных систем для подводного флота несколько спорна: все-таки субмарине приходится для атаки всплывать, подставляя себя под удар как авиации, так и надводных кораблей. Но в любом случае это лучше артиллерийских орудий.
Источник: thedrive.com
Интересную идею предлагают французы с системой A3SM (Mica SAM) от компании DCNS. В основе системы лежит достаточно распространенная в странах НАТО ракета класса «воздух-воздух» MICA c дальностью действия до 20 км и массой 112 килограммов. MICA монтируется внутри корпуса торпеды и, соответственно, не требует специальной перекомпоновки внутренностей подводной лодки. Операторы из подводного положения (глубина более 100 метров) отслеживают появление гидроакустических буев вертолетов-охотников и запускают матрешку «торпеда — зенитная ракета» в сторону угрозы. Подходя к зоне предполагаемого зависания вертолета, торпеда выскакивает наружу, а из нее уже стартует ракета. По аналогичной схема подлодки запускают противокорабельные ракеты Exocet SM39, поэтому принципиальных сложностей нет. Наведение зенитной MICA — автоматическое тепловизионное. Французы из DCNS, помимо дорогой ракеты, запускаемой из подводного положения, предлагают установку ЗРК Mistral на рубку субмарины. Система аналогична британской Blowpipe SLAM и работает только из надводного положения.
ПВО для подлодок A3SM (Mica SAM) от французской DCNS. Источник: naval-group.com
Выдвижной модуль подлодки для безоткатного орудия Mauser RMK 30. Источник: en.wikipedia.org
Условно для борьбы с воздушными целями можно применять немецкое безоткатное дистанционно-управляемое орудие Mauser RMK 30 калибром 30 мм. Эффективная дальность стрельбы достигает 3 км, что позволяет в особо удачных ситуациях атаковать зависшие вертолеты противника. В боекомплект включены осколочно-фугасные, осколочно-фугасно-зажигательные и бронебойные боеприпасы. Целеуказание осуществляется с помощью перископа и радиолокационной станции. В 2008 году установку демонстрировали в составе выдвижной мачты MURAENA высотой 3 метра и диаметром 0,8 метра. Позже Mauser RMK 30 смонтировали внутри многофункционального контейнера TRIPLE-M, в котором также можно хранить подводные беспилотники. Изначально немцы планировали размещение орудий на субмаринах проектов 212А и 212В для борьбы с асимметричными угрозами (пираты, лодки шахидов и малогабаритные ракетные катера). Для этой же серии подлодок немецкая промышленность поставляет, пожалуй, самую современную серийную систему борьбы с воздушным противником – ракетную систему IDAS.
Из пучины морской
Противовоздушная ракета IDAS (Interactive Defense and Attack System for Submarines) разработана немецкими Diehl Defense и Howaldtswerke-Deutsche Werft GmbH при участии норвежской Kongsberg. Испытана ракета была впервые в 2008 года на норвежской подлодке типа «Ула». Оружие относится к классу условно многоцелевых и при необходимости может применяться не только против вертолетов-охотников, но и по надводным кораблям малого водоизмещения, катерам и даже по небольшим береговым целям. Немцы предполагают использование IDAS в качестве оружия поддержки подразделений сил специальных операций. Система не разработана с чистого листа и является глубокой модернизацией ракеты «воздух-воздух» IRIS-T в дозвуковом исполнении. Длина ракеты – 2,5 метра, диаметр корпуса – 0,8 метра, стартовая масса – 120 килограммов, предельная глубина пуска – 20 метров, максимальная дальность стрельбы – 20 километров и максимальная скорость – 240 м/с. Каждая IDAS оснащена 20-килограммовой боевой частью и применяется по целям из транспортно-пускового контейнера массой 1700 килограммов (в каждом по четыре ракеты), устанавливаемые в 533-мм торпедный аппарат подлодки. Старт осуществляется выбросом из контейнера с помощью гидравлически управляемого поршня. Ракеты стартуют из затопленного водой контейнера, при этом не происходит выброса воздуха из торпедного аппарата, то есть отсутствует демаскирующий признак, по которому вертолет может обнаружить и атаковать субмарину. Затем после выхода ракеты из торпедного аппарата раскрываются управляющие рули и крылья, включается система управления и запускается стартовый двигатель. В качестве силовой установки используется трехрежимный твердотопливный двигатель. Ракете IDAS, по данным разработчиков, требуется около минуты, чтобы достичь поверхности, запустить маршевую силовую установку и набрать необходимую высоту. Затем происходят поиск и распознавание цели, если наведение ракеты осуществляется в автоматическом режиме по заранее намеченной цели, или ее разворот на цель по команде оператора подлодки по оптоволоконному кабелю. На конечном участке траектории полета ракета переводится в режим планирования. Предварительная подготовка инерциальной системы наведения ракеты IDAS выполняется навигационным оборудованием подводной лодки. На ранних этапах разработки системы были планы установки охлаждаемого тепловизора на ракету (от исходной IRIS-T), но высокая стоимость узла не позволила это сделать. Все-таки оружие позиционируют как многоцелевое, и расход дорогой техники на какой-нибудь беспилотник или укрепленный береговой пункт был бы нецелесообразен.
Комплекс ПВО IDAS. Источник: globalsecurity.org
Оптоволоконная линия наведения, работающая в паре с гидроакустикой субмарины, позволяет уверенно перехватывать противолодочные вертолеты. Кроме этого, оптоволоконный канал связи и управления обеспечивает более высокую надежность и точность стрельбы, позволяет идентифицировать цель и оценить тактическую обстановку за счет передачи цифрового изображения с искателя ракеты на пульт управления оружием. Для каждой ракеты используются четыре катушки с оптоволоконным кабелем для передачи команд управления и получения данных с камеры ракеты. Одна катушка размещается в пусковом контейнере, две находятся на специальном компенсационном поплавке, который остается на водной поверхности при выходе ракеты из-под воды, еще одна катушка размещается в хвостовой части ракеты. Круговое вероятное отклонение ракеты, управляемой оператором по оптическому каналу связи, составляет порядка 0,5—1 метра. Существует возможность одновременного пуска двух ракет IDAS, что повышает вероятность поражения зависшего вертолета до 0,85—0,9. В перспективе инженеры предполагают обнаруживать вертолет противника до того, как он сбросит буй в воду. Для этого будут адаптировать гидроакустическую систему субмарины на поиск на поверхности воды волнового эффекта от несущего винта вертолета. Запуск зенитных ракет осуществляется из горизонтального положения, что создает трудности при атаке объектов прямо над субмариной. Немецкие подводные лодки будущих поколений (проектов 214 и 216) будут оснащаться установками вертикального пуска для ракет IDAS.
Источник: thedrive.com
На данный момент IDAS является серийной установкой, но не уникальной. В середине 2000-х годов в США апробировали пуск из подводного положения зенитной ракеты AIM-9X Sidewinder, разработанной Raytheon. На данный момент точной информации о развитии подобных американских ПВО для субмарин нет, но не исключено, что ракеты устанавливаются на атомные ракетоносцы.
Источник: topwar.ru