16-тоннный «Виккерс» во дворе завода. Обращает на себя внимание исключительная пулеметная мощь: пять пулеметов «Виккерс» с водяным охлаждением, которые при таком положении башен могут вести огонь вперед
Танковый паноптикум. Есть танки и… «танки». В общем-то, все они оставили в истории свой след, но некоторые, говоря словами Дж. Оруэлла, оказались «равнее других». К числу подобных знаковых для истории бронетанковой техники танков относятся и британские танки фирмы «Виккерс». Причем многие из них никогда не воевали и на вооружение английской армией не принимались. Но свою роль в истории им довелось сыграть, поэтому сегодня мы вам о них и расскажем.
Началась их история в самой середине 20-х годов, когда британская армия наконец-то стала получать такие новые танки, как Medium Tank Mk.I и Medium Tank Mk.II. Отметим, что машины такого класса впервые пошли в производство и попали на вооружение, хотя средние танки на вооружении британской армии были и до этого. Просто эти машины имели такое новшество, как вращающаяся башня, которой до этого они не имели.
Средний танк Мк. C «Хорнет» с рубкой вместо башни
Конструкция получилась весьма удачной, поэтому и службу эти машины несли довольно долго. Но правило такое: принял на вооружение один хороший танк, тут же разрабатывай следующий. Вот и английские военные и инженеры уже в 1926 году начали искать, чем в будущем их заменить. Тут-то компания «Виккерс», крупнейший британский производитель оружия, и предложила армии свой Medium Tank Mk.III, что можно перевести, как «средний танк марки III». Но судьба часто бывает злодейкой. За границей этот танк приобрел самую большую популярность, а в Англии судьба его оказалась довольно трудной.
К числу достоинств танка Мк. I следует отнести удобство входа и выхода. Люк на башне, люки по бортам, да еще и вот эта дверь
Какие претензии имелись у военных к машинам Medium Tank Mk.I и Medium Tank Mk.II? Прежде всего — к переднему расположению двигателя. Механика-водителя пришлось сажать в высокую будку, что затрудняло ведение огня из башни при снижении ствола орудия. В то время их скорость, равная 24 км/ч, вроде бы и была достаточной, но военным хотелось большего. Ведь слишком быстрым танк не бывает никогда. Ну, и тонкая броня. В Индию на службу эти танки и вовсе отправлялись с одним только пулеметным вооружением. Его было вроде бы достаточно, поскольку броня «медиумов» держала все пули тогдашних винтовок. Но не снаряды!
«Виккерс» Medium Mk IIA в музее Абердинского полигона (США)
И он же в Королевском музее БТТ в Бовингтоне (Великобритания)
Но в основе технического задания на новую машину лежала спецификация 1922 года… на тяжелый танк. В нем требовалось двигатель поставить сзади. Обеспечить танку возможность преодолевать траншеи шириной не менее 2,8 метра. Вооружение — 3-фунтовая (47-мм) пушка в носовой части и еще 2 пулемета в спонсонах. То есть полнейшая архаика. Но фирма «Виккерс» проект быстро переработала, так что теперь пушка оказалась установленной в башне. В башнях же установили и пулеметы, и вышла машина, известная как A1E1 Independent. Танк этот, как известно, был построен, тестировался, но из-за высокой стоимости «не пошел». Хотя и был на военной службе. Во время Второй мировой войны он был врыт в землю в районе предполагаемой высадки германского десанта и превращен в дот.
Танк Mk.I даже пытались превратить в колесно-гусеничную машину!
Кстати, мода на пулеметы по бортам имела свои корни. Считалось, что танк будет заезжать на траншею, и поливать их огнем из этих пулеметов. Умозрительно это выходило неплохо, хотя даже тогда уже было известно, что траншеи по прямой линии уже никто не роет. Во всех наставлениях указывалось, что прокладывать их необходимо зигзагом!
Medium Tank Mk.C с башенным пулеметом, обращенным назад. А если надо стрелять из пулемета вперед, то надо разворачивать всю башню…
И он же на ходу во время испытаний
Вот такой у него был забавный «нос»
И вот так, исходя из всего этого, и появился новый танк Medium Tank Mk.C несколько, скажем так, необычного дизайна. Входная «дверь» спереди справа, а слева — курсовой пулемет в шаровой установке. 5 членов экипажа, которые обслуживали 1 пушку в башне и 4 пулемета: два по бортам, один вперед и еще один в башне… стволом назад. Почему его не удалось спарить с орудием, совершенно непонятно. Кстати, ноги механика-водителя, сидевшего по центру корпуса, при такой компоновке уперлись в броневой лист, и тогда по центру корпуса для них сделали специальный многогранный выступ. Порадовались на этот танк, причем практически сразу… японцы! Они его купили вместе с лицензией на производство в 1927 году и выпустили под названием Тип 89А «Чи-ро», который впоследствии сменил образец Тип 89В «Оцу».
Tank Mk.C: вид сбоку
Самое забавное, что японские инженеры с таким пиететом отнеслись к британскому дизайну, словно это была священная корова: и дверь на переднем бронелисте корпуса сохранили, и установку пулеметов в корпусе и в башне. Словом, не отступили от него практически ни на шаг в сторону.
Тип 89В «Оцу». Он у японцев и сейчас на ходу!
Следующую модель, Medium Tank Mk.D, в 1929 году купила Ирландия и использовала его до 1940 года. А вот снятая с него пушка и вовсе сохранилась до нашего времени и находится в учебном центре Сил обороны Ирландии в Куррахе в графстве Килдэр.
Вот эта пушка!
Все эти потуги, однако, дали военным и инженерам определенный опыт, который Королевский танковый корпус в 1926 году положил в основу новых требований к разработке нового среднего танка. Окончательно отказались от бортовых пулеметов, но вот саму идею вести огонь побортно признали правильной. Одновременно танк должен был развивать и сильный огонь по направлению движения. Но для этого требовалось как минимум три башни: две по бортам и одна над ними, чтобы в том случае, если обе башни будут развернуты в стороны, центральная башня могла простреливать центральный сектор, ну и вообще — вести огонь на все 360 градусов.
Боевую массу при этом нужно было удерживать в пределах 15,5 тонны, поскольку больше 16 тонн британские военные паромы не поднимали. Неприятельские танки нужно было поражать на расстоянии 900 метров (1000 ярдов). Радиостанция – обязательно, а топливные баки должны были находиться вне корпуса. Было и еще одно требование: танк не должен был очень уж сильно шуметь.
16-тонный «Виккерс» на заводском дворе, 1927 год
Имея опыт работы и над Medium Tank Mk.C, и над A1E1 Independent, инженеры «Виккерса» уже к сентябрю 1926 года подготовили всю проектную документацию еще на один танк. Очередной «медиум», то есть средний танк, получил обозначение A6. При запланированном весе в 14 тонн его бронирование должно было составлять 14 мм в лобовых и 9 мм в бортовых проекциях. Как и на танке A1E1 Independent, механик-водитель был посажен по центру корпуса, в рубке, а пулеметные башни расположили от него по обе стороны. Основная башня вооружалась 3-фунтовым орудием и спаренным с ним пулеметом. От зенитной башни сзади быстро отказались, что дало серьезный резерв по массе для усиления бронирования.
Мотор поставили в кормовой части корпуса. Причем двигателей предлагалось два: в 120 л.с. (скорость до 22,4 км/ч) и в 180 л.с. с которым он, имея удельную мощность более 10 л.с., мог бы максимальную скорость 32 км/ч, что, разумеется, военных порадовало.
Хорошо видно, насколько Medium Tank Mk.II и A6E2 отличаются друг от друга
Весной 1927 года был изготовлен макет танка из дерева. На него посмотрели и решили построить два танка: A6E1 и A6E2. На обоих поставили по спарке пулеметов в пулеметных башенках, что очень осложнило работу стрелков, хотя огневая мощь танка, безусловно, сильно возросла! И поскольку боевая масса достигла 16 тонн, эти машины стали называть «16-tonner» (16-тонный), и это неофициальное название за ним так и закрепилось.
Один из А6 на ходу во время испытаний
Постройка первого танка, A6E1, имевшего регистрационный номер T.404, была закончена в начале 1928 года,. Танк внешне копировал деревянный макет. Танк оказался весьма комфортным для работы семи членов экипажа. Горючее в объеме 416 литров, как военные и хотели, находилось в баках вне боевого отделения, где, правда, все-таки поставили бак на 37,5 литра с целью улучшения центровки. Командирских башенок было даже две! Но вот для радиостанции места, увы, не нашлось, так как кормовая ниша на танке отсутствовала.
Танк A6E2 с номером T.405 имел другую трансмиссию, но внешне от первой машины не отличался. Поэтому часто их называли 16-tonner №1 и 16-tonner №2.
Танк проходит через кирпичную стену!
В июне 1928 года обе машины отправили на полигон в Фарнборо. Где выяснился любопытный факт. Даже с 120-сильным двигателем танки легко развивали скорость 41,5 км/ч, хотя подвеска, заимствованная у предыдущих средних, оказалась явно слабой. На стрельбище выяснилось, что управлять спаркой пулеметов башнерам очень трудно, поэтому им оставили по одному пулемету.
Танк A6E3. Хорошо видны пластины-пулеотбойники на лобовой броне корпуса
По данным испытаний была спроектирована улучшенная версия танка A6E3 с пулеметными башнями, взятыми с танка A1E1 Independent. Их число сократили до одного, а еще сместили вправо, так что внутри у них стало просторнее. Командирскую башенку сократили до одной.
Подвеску также усовершенствовали, сгруппировав катки по четыре группы, но существенным образом это ее не улучшило, а вот масса танка возросла и стала составлять до 16,25 тонны. Как бы там ни было, но в 1928 году улучшенный вариант A6 под обозначением Medium Tank Mk.III попал на вооружение британской армии.
Следует иметь в виду, что Medium Tank Mk.III и A6 часто путают. Между тем танку Medium Tank Mk.III индекс A6 не присваивался. Хотя эти танки и были очень похожи и вес 16 тонн был у них одинаковый. Прежней была и силовая установка. Длина танка тоже не изменилась, а вот его ширина стала чуть больше. С A6E3 попали на новую машину и пулеметные башенки.
Medium Tank Mk.III в цехе завода, 1929 год
Изготовление Medium Mk.III E1 и Medium Mk.III E2 было поручено Королевскому арсеналу в Вулвиче в 1929 году. Им были присвоены номера T.870 и T871. Поскольку в конической башне A6 радиостанция не помещалась, теперь главную башню оснастили развитой кормовой нишей, где радиостанцию марки №9 можно было поставить без проблем. Командирскую башенку взяли у Medium Tank Mk.IIA.
Medium Tank Mk.III. Вид сверху. Хорошо видны полусферические люки пулеметных башен и новая башня. Командирская башенка одна, типа «митра епископа»
Танки, что называется, «пошли», начали участвовать в маневрах — и тут по Англии ударил экономический кризис. А поскольку приоритетным для правительства страны всегда был флот, аппетиты танкистов сильно урезали.
Поэтому в 1931 году фирмой «Виккерс» был построен последний третий танк Medium Tank Mk.III, и… все. Больше данная машина не выпускалась. А к 1934 году уже стало ясно и другое, а именно, что танк устаревает прямо на глазах.
Тем не менее, танки активно эксплуатировались до 1938 года. Они участвовали в маневрах, их очень любили фотографировать журналисты самых разных стран мира, отчего танки эти умножились в числе в десятки раз. Сами танкисты дали весьма высокую оценку их боевым качествам, а по уровню удобства обслуживания, по их словам, эти машины явно превосходили предшествовавшие им образцы.
Британские «медиумы» Mk.III на маневрах
«Виккерс 16-тонный» не остался незамеченным в самой Англии и за ее пределами. Британским военным понравилась идея с двумя пулеметными башенками спереди, вследствие чего она уже вскоре перекочевала на легкие танки «Виккерс» Mk.E Type A, а затем и Cruiser Tank Mk.I и даже немецкий тяжелый танк Nb.Fz.
Но самое большое воздействие Medium Tank Mk.III оказал на советское танкостроение. В 1930 году в Великобританию с цель закупки перспективных для производства танков прибыла советская закупочная комиссия во главе с начальником УММ И. А. Халепским. Фирма «Виккерс» представила советской делегации весь свой типовой набор экспортных боевых машин: танкетку Carden-Loyd Mk.VI, легкий танк Vickers Mk.E и средний Medium Tank Mk.II. И все они были куплены и приняты у нас на вооружение. Carden-Loyd Mk.VI стал танкеткой Т-27, а Mk.E «обратился» в Т-26.
А вот Medium Tank Mk.III англичане нам не показали. Но его увидел инженер С. Гинзбург и начал, естественно, о нем спрашивать. Но танк этот в тот раз нам так и не достался. Но во вторую свою командировку в Англию Гинзбург сумел «разговорить» всех, кого только можно, и в итоге много всего про этот танк узнал. Тогда англичане потребовали 20 тысяч фунтов стерлингов за ознакомление с его технической документацией и еще 16 тысяч за каждый танк. Но умным людям часто и в чертежи смотреть не надо, о чем говорит вот это письмо:
«ПРЕДСЕДАТЕЛЮ НТК УММ (Научно-технического комитета Управления моторизации и механизации. — Прим. авт.).
В результате проведенных мною разговоров с английскими инструкторами последними мне были сообщены следующие сведения о 16-тонном танке Виккерса.
Танк уже испытан и признан лучшим образцом английских танков.
Общие размеры танка примерно равны размерам 12-тонного танка Виккерса марка II.
Максимальная скорость движения 35 клм (Так в тексте. — Прим. авт.) в час.
Бронирование: башня и вертикальные листы боевого отделения 17—18 мм.
Вооружение: в центральной башне — одна «большая» в боковых передних башенках — по 1 пулемету. Итого одна пушка и 2 пулемета.
Команда: 2 офицера (или один), 2 артиллериста, 2 пулеметчика, 1 водитель.
Мотор воздушного охлаждения в 180 HP имеет пуск от инерционного стартера и от электростартера (последний — запасной). Пуск производится изнутри танка. Доступность к мотору хорошая.
Подвеска на каждую сторону имеет по 7 свечей с пружинами. Каждая свеча опирается на один свой каток. Катки примерно устройства шеститонного. (Имеется в виду «Виккерс 6-тонный». — Прим. авт.) Подвеска сообщает на ходу танка устойчивость не хуже, чем у шеститонного танка.
Ведущие колеса задние.
Гусеница мелкозвенчатая со съемными привинчивающимися шпорами. Ведение и направление гусеницы подобно шеститонному танку.
Центральная башня имеет оптический прицел и оптическое наблюдение.
Место у водителя впереди посередине обеспечивает хорошую видимость для управления.
Трансмиссия — коробка скоростей и бортовые фрикционы. Коробка скоростей двух типов: оригинальная (запатентованная) и нормального типа.
Радиус действия тот же, что и у шеститонного танка.
ПРИМЕЧАНИЕ. Сведения получены только после того, как переводчик заявил, что мы уже купили этот танк и ожидаем его получения.
Сведения дали: инженер механик-моторист, старший мастер и водитель, проводившие испытания этой машины. Сведения о машине до сих пор засекречены.
ПРИЛОЖЕНИЕ: схема плана и бокового вида танка.
ВЫВОД. Присоединяясь к выводу указанных выше инструкторов, что эта машина является лучшим образцом андийских танков, считаю, что эта машина представляет максимальный интерес Красной Армии как лучший современный тип маневренного среднего танка.
Вследствие этого покупка этой машины представляет бесценный интерес. Эта машина в настоящее или ближайшее время выйдет в армейские части и, следовательно, секретность с нея (так в тексте. — Прим. авт.) будет снята.
Нач-к Испыт. группы: /ГИНЗБУРГ/».
Так что очень правы те, кто говорит: болтун — находка для шпиона. Но верна и другая пословица: запретный плод сладок! «Виккерс 16-тонный» на вооружение британской армии в конце концов так и не попал, но зато РККА на основе его концепции получила массовый средний танк Т-28!
Хотя говорить, что Т-28 был «от» и «до» скопирован с Medium Tank Mk.III, конечно, неверно. Гинзбург, занявшийся его разработкой, взял от английской машины лишь саму концепцию среднего танка с моторно-трансмиссионным отделением в корме и тремя башнями в носовой части, ну и боевой массой около 16—17 тонн. С технической точки зрения это был совершенно другой танк.
Опытный танк O-I-И
Ходовая часть танка O-I
Вид сбоку
Вид сверху
Вид спереди и сзади
Идею двухъярусного расположения танкового вооружения в башнях, кроме нас, подхватили также и японцы, создавшие целый парк опытных трехбашенных машин, аналогичных Mk.III и Т-28. Самым мощным среди них должен был стать 100-тонный супертанк O-I, имевший три башни с пушками и одну (в корме) с пулеметом. Орудия – 105 и 47-мм. Броня: 200 мм спереди, 150 – сзади и 75 – по бортам. Но из-за нехватки производственных мощностей они смогли построить только один прототип из неброневой стали и без башен, и тот в 1944 году разобрали на металл.
Траки танка O-I теперь демонстрируются в лагере Тагихара Сил самообороны Японии
На этом история английских «медиумов» полностью завершилась!
Источник: topwar.ru