Серийный «Тор-М2» на гусеничном шасси. Фото Минобороны РФ / mil.ru
К настоящему времени вооруженные силы России и других стран получили и освоили несколько сотен зенитных ракетных комплексов разных модификаций семейства «Тор». В обозримом будущем ожидается появление еще одной версии такого ЗРК, имеющей характерные отличия. Как сообщается, на этот раз речь идет о повышении мобильности и подвижности.
Перспективы «Тора»
В июньском номере журнала «Национальная оборона» опубликовано интервью с командующим войсками противовоздушной обороны сухопутных войск генерал-лейтенантом Александром Леоновым. Генерал рассказал о событиях последнего времени и раскрыл некоторые планы на ближайшее будущее. В частности, затронули тему разработки и поставок новых образцов из состава уже известных семейств.
А. Леонов рассказал, что имеются контракты на поставку серийных ЗРК «Тор-М2», и их выполнение будет продолжаться до 2027 г. Также имеются планы по оснащению арктических подразделений ПВО специализированными комплексами «Тор-М2ДТ». Продолжается и разработка новых модификаций комплекса.
Новый вариант ЗРК «Тор-М2» будет выполнена на специальном колесном шасси. Основным требованием к такой боевой машине является возможность преодоления водных преград вплавь. Другие подробности проекта пока не приводятся.
Освоенные шасси
Ключевым элементом ЗРК линейки «Тор» является т.н. зенитный ракетный модуль – поворотная башня с пусковой установкой, дополненная другим оборудованием. Такие изделия могут монтироваться на разных шасси, что уже неоднократно подтверждалось на практике. К настоящему времени потенциальный заказчик имеет возможность выбирать ЗРК на наиболее интересной для него платформе. Некоторые из предложенных вариантов дошли до серии.
Колесные «Тор-М2К» белорусской армии. Фото Sb.by
Первые модификации «Тора» базировались на гусеничном шасси ГМ-355. В дальнейшем его заменили более новым ГМ-5955. В рамках развития проекта 9К331 «Тор-М1» предлагались колесные варианты ЗРК. Так, вариант «Тор-М1ТА» строился на базе грузового автомобиля с полуприцепом, а модификация «М1Б» полностью размещалась на прицепах. Разработан стационарный вариант комплекса.
Более поздний проект «Тор-М2» тоже предусматривал использование нескольких шасси разных типов. Базовый и экспортный («М2Э») варианты базировались на гусеничных шасси. Предлагался комплекс «Тор-М2К» на трехосном шасси МЗКТ-6922 от Минского завода колесных тягачей. Наконец, разработан и поставлен в серию ЗРК на двухзвенном гусеничном шасси ДТ-30 – «Тор-М2ДТ».
Теперь ожидается появление новой модификации «Тор-М2» на колесном шасси. О ней пока известно крайне мало – фактически, лишь тип ходовой части и ее возможности.
Новая платформа
Хотя модель перспективного шасси для очередной модификации «Тора» пока не названа, можно рассмотреть доступные варианты и сделать некоторые прогнозы. Имеющаяся информация также позволяет предугадать возможные сферы применения и преимущества нового ЗРК перед существующими.
«Тор-М2ДТ» на сочлененном шасси. Фото АП РФ / kremlin.ru
В семействе «Тор» уже имеется колесная боевая машина, однако она не в полной мере соответствует новым требованиям войск ПВО. Шасси МЗКТ-6922 для комплекса «Тор-М2К» отличается достаточно большими габаритами и массой, но показывает необходимые характеристики подвижности на суше. Ввиду большой массы эта платформа может преодолевать водные преграды только по бродам ограниченной глубины. Возможность плавания отсутствует.
Таким образом, для нового проекта требуется некое перспективное шасси, отличающееся от уже использованного. При этом выбор не слишком велик: колесные платформы с необходимой грузоподъемностью для нашей армии поставляются лишь двумя предприятиями, минским МЗКТ и брянским БАЗ. Последнее уже привлечено к работам по «Тору».
На выставке «Армия-2019» Ижевский электромеханический завод «Купол» показал полноразмерный макет перспективного ЗРК линейки «Тор» на совершенно новом шасси. Четырехосную машину разработал и построил БАЗ; макет целевого оборудования сделали и установили на «Куполе».
Показанный образец шасси имел характерный экстерьер, образованный плоскими панелями. Машина построена по заднемоторной схеме с организацией полного привода всех восьми колес. Лобовая часть корпуса выделена под кабину с развитым остеклением, а центральный отсек отдается под установку целевого оснащения, в т.ч. зенитного ракетного модуля.
Макетный образец «Тора» на новом шасси БАЗ, 2019 г. Фото Missiles.ru
Новая разработка является вариантом развития ЗРК «Тор-М2» и имеет соответствующие боевые качества. Модуль оснащен всеми необходимыми средствами радиолокации и несет 16 ракет в ТПК. Должна быть сохранена возможность стрельбы на ходу и повышенные характеристики, обеспечиваемые современными ЗУР.
На тот момент речь шла об испытаниях макетного образца и отработке различных особенностей проекта. По результатам подобных мероприятий планировалось определить окончательный облик комплекса, а в дальнейшем он может получить шансы попасть в армию.
Утверждалось, что строительство «Тора» на шасси БАЗ имеет ряд преимуществ. В первую очередь, это отсутствие необходимости в импортных МЗКТ и поддержка собственного производства. Кроме того, БАЗ и «Купол» входят в состав концерна ВКО «Алмаз-Антей», что должно упростить организацию работ. Также новый проект является очередным шагом в деле восстановления компетенций БАЗ в деле разработки и строительства специальных шасси.
Новые возможности
Вполне возможно, что прошлогодний макет построен именно на перспективном плавающем шасси и имеет самое прямое отношение к проекту, недавно упомянутому командующим войсковой ПВО. Если это так, то реальный образец плавающего «Тора» может появиться в самое ближайшее время, а затем начнется его серийное производство. Впрочем, сроки выполнения этих этапов проекта остаются неизвестными.
Колесный «Тор-М2» в развернутом состоянии. Фото ИЭМЗ "Купол
"Очевидно, что появление ЗРК на плавающей платформе даст заметные преимущества. Существующие массовые модификации «Тора» не идеальны с точки зрения общей мобильности и подвижности на поле боя. Перспективная разработка «Купола» и БАЗ, по всей видимости, соберет в себе лучшие качества существующей техники и дополнит их новыми возможностями.
Войска получат относительно простую машину с высокой мобильностью и подвижностью, причем впервые в семействе способную к самостоятельному преодолению глубоких водных преград. Она сможет постоянно сопровождать мотострелковые и иные подразделения, оснащенные легкой плавающей бронетехникой. БТР и БМП на переправах не останутся без ПВО.
Новый вариант «Тора» может иметь неплохие коммерческие перспективы. Предыдущая колесная модификация привлекла внимание потенциальных заказчиков и даже поставлялась третьим странам. За счет очевидных преимуществ плавающий ЗРК способен повторить такие успехи.
Универсальный ЗРК
Имеющиеся контракты предусматривают поставку ЗРК «Тор-М2» до 2027 г. Остается достаточно времени для завершения разработки и запуска производства плавающего комплекса, хотя точные сроки неизвестны. Также остаются без ответов вопросы объемов производства, темпов внедрения и т.д. Неясно, как именно будет организована одновременная служба комплексов на разных шасси, и не планируется ли замена старых гусеничных машин.
Однако понятно, что работы продолжаются и скоро дадут результат. Кроме того, в очередной раз с лучшей стороны себя показывает выбранный подход к развитию проекта за счет смены платформ. Благодаря этому «Торы» на разных базах смогут одинаково эффективно работать как на суше или на реках, так и в снегах Арктики.
Источник: topwar.ru