Liebherr G-BKF. Источник: liebherr.com
Автобанные краны
Liebherr изначально была мирной компанией. В 1949 году её основатель Ганс Либхерр представил первую разработку – быстровозводимый башенный кран ТК 10. Подобная техника была остро востребована в разрушенной войной Германии и со временем стала одной из основных статей дохода компании. Позже в гамме продукции появились экскаваторы, а в 1954 году Либхерр неожиданно организовал производство холодильников. К 1977 году, когда появился первый колесный кран LTM 1025, немецкая компания уже производила множество строительной техники и авиационного оборудования. Но именно LTM 1025 стал отправной точкой для военной карьеры техники Liebherr: на основе этой машины были созданы первые военные краны. С 1977 года фирма собрала для военных разных стран около 800 кранов грузоподъемностью от 10 до 500 тонн. Это, естественно, немного: в 2017 году, к примеру, Liebherr выпустил свой пятидесятитысячный колесный погрузчик.
1984 год был ознаменован для компании важнейшим событием: развертыванием собственного производства дизельных двигателей для строительной техники. Сейчас опыт Liebherr в сфере моторостроения пригодился КамАЗу. На новейшем тягаче К5, который собран из различных иностранных комплектующих, стоит шестицилиндровый мотор КамАЗ-910 — копия двигателя из ФРГ. Немцы с отечественными инженерами переделали 12-литровый D946 под нужды магистральных тягачей и локализовали производство в России. К слову, без двигателей Liebherr заводские команды КамАЗа не добились бы таких значимых успехов на ралли «Дакар». Сейчас компетенции немецкой компании позволяют самостоятельно разрабатывать и производить дизельные моторы, рабочий объем которых доходит до 100 литров, количество цилиндров до 20, а мощность превышает 6000 л. с.
Liebherr LTM 1055-3.1 армии Франции. Источник: en.wikipedia.org
В приложении к военной отрасли наибольший интерес вызывают колесные краны, поставляемые в армии стран НАТО. Так, с 2002 года французы эксплуатируют 50 машин Liebherr LTM 1055-3.1 с колесной формулой 6×6х6 — полноприводный трехосный кран со всеми управляемыми колесами. Пять машин ушли во Францию с бронированными кабинами. Грузоподъемность крана составляет 50 тонн, при том, что собственная снаряженная масса не превышает 36 тонн. Так как военное производство не является профильным для Liebherr, то машина для французской армии оказалась лишь покрашенной в хаки гражданским краном с телескопической стрелой. LTM 1055-3.1. Это дорожная техника, неприспособленная к пересеченной местности. У крана смешной клиренс и шины без развитых грунтозацепов. Отличительной особенностью является полноуправляемое шасси: задние колеса, в зависимости от скорости, поворачиваются либо синхронно с передними, либо в противофазу. Но это лишь один из режимов работы рулевого управления, об остальных речь пойдет далее. Подруливающие задние колеса позволили гражданскому колесному крану маневрировать на узких европейских улочках не хуже развозных грузовичков, а военным Франции такая способность досталась бонусом.
Французские Liebherr. Источник: myjpo.wordpress.com
Шесть лет назад Liebherr поставил в армию Швейцарии 4 трехосных крана LTM 1055-3.2 грузоподъемностью в 55 тонн. Вместе с контрактом на постройку машин немцы разработали комплект оборудования к кранам для быстрой сборки временных мостов. Кстати, именно в Швейцарии в городе Бюле с 1983 года базируется штаб-квартира Liebherr. Поэтому некоторые ошибочно считают компанию исконно швейцарской.
71 кран для бундесвера
С 2017 года Liebherr выполняет крупный заказ Бундесвера на поставку 71 бронированного крана общей стоимостью в 150 миллионов евро. Нетрудно посчитать, что стоимость каждой машины в среднем превышает 2 миллиона евро – это примерно в три раза дешевле основного боевого танка Leopard 2. Поставки кранов в армию компания планирует закончить к декабрю 2021 года. Из общего заказа 38 машин собираются в исполнении G-LTM 1090-4.2, который от гражданского предка отличается только керамическими панелями бронирования, увеличенной на 250 мм кабиной и раскраской. Бронезащиту кабины водителя и оператора крана разрабатывала Rheinmetall (в печати нет открытых данных, от каких калибров эта броня спасает).
Liebherr G-LTM для Бундесвера. Источник: liebherr.com
Liebherr G-LTM/ Источник: enki.ua
G-LTM имеет четыре оси (три из них ведущие) со всеми управляемыми колесами. От гражданской версии крану досталась сложная система рулевого управления с пятью режимами работы. На передних двух осях колеса управляются привычным механическим приводом, а третья и четвертая пара колёс снабжены электрогидравликой. На первый взгляд, подобная система была реализована на отечественном ЗИЛ-134, но у нашего ракетоносца управляемые были только первая и четвертая пара колес. А тут сразу все, да еще и по пяти алгоритмам. Не совсем понятно, зачем военному крану такие сложности, но Бундесвер отказываться от подобного не стал. В соответствии с алгоритмом первой программы подруливание задними колесами осуществляется на дорогах общего пользования и зависит от скорости движения крана. Тут все просто: чем быстрее едет машина, тем меньше подруливание. При наборе определенной скорости задние колеса становятся строго прямо при любых маневрах. Вторая программа необходима для минимального радиуса разворота – 10,2 метра, что меньше, чем у некоторых легковых машин. Задние колеса поворачиваются в противофазу передним. Третья программа «Боковой ход» — все колеса повернуты в одном направлении и позволяют крану двигаться по диагонали. Четвертая программа работы помогает избегать заноса: для этого задние пары колес поворачиваются синхронно в противофазу с передними, но на меньшие углы. Наконец, пятый алгоритм допускает независимое управление колесами задних осей отдельными кнопками.
Режимы работы системы рулевого управления кранов Liebherr. Пояснения в тексте. Источник: liebherr.com
G-LTM оборудован 6-цилиндровым дизелем мощностью 449 л. с. и способен поднимать телескопической стрелой груз в 36,6 тонны. Военным бундесвера достались вместе с краном две фирменные технологии Liebherr: VarioBase и VarioBallast, предназначенные для работы в стесненных городских условиях. Первая технология позволяет выдвигать опоры-аутригеры на разные расстояния независимо друг от друга. VarioBallast – это перемещение балласта крана с помощью гидроцилиндров: чем дальше он отодвигается, тем большую массу груза может поднять кран. С одной стороны, это позволяет использовать не столь массивный балласт, а с другой — не стеснять движение в тесных переулках.
Liebherr G-BKF. Источник: enki.ua
Вторая часть контракта с Бундесвером состоит из 33 бронированных кранов-эвакуаторов Liebherr G-BKF (Geschütztes Bergekranfahrzeug). Эта машина уже отличается от гражданских аналогов способность эвакуировать в полупогруженном состоянии технику массой до 16 тонн. Для этого используется специальный ложемент в корме, на котором фиксируется эвакуируемая колесная техника. Также возможна буксировка на жесткой сцепке. На кране смонтированы две лебедки: Rotzler TR 200 (усилие — 200 кН, длина каната — 75 м) и Rotzler TR 80 (80 кН и 49 м соответственно), пользоваться которыми можно одновременно. Максимальная масса груза, поднимаемого телескопической стрелой крана, ограничена 20 тоннами. G-BKF позволяет оператору пользоваться одновременно краном и лебедками, что серьезно расширяет функционал машины. К примеру, машина может вызволять застрявшую технику, одновременно поднимая и вытягивая ее. Крановщик может управлять работой техники дистанционно с выносного пульта, поддерживающего связь с машиной посредством Bluetooth.
Отработка эвакуации техники Бундесвера. Источник: trucks-cranes.nl
Несмотря на внешнюю схожесть с упоминаемым выше G-LTM, эвакуационный кран построен на полноприводной платформе MAN с 544-сильным дизельным двигателем D946T. Алгоритмы управления машиной построены вокруг пяти программ в полной аналогии с остальной техникой Liebherr. Подвеска каждой оси зависимая с возможностью индивидуального изменения высоты: машина может даже крениться вперед/назад, влево/вправо, а также опускаться на брюхо наподобие отечественных БМД. Кран также оборудован съемной керамической броней от Rheinmetall, защищающей кабину водителя, крановщика и часть оборудования.
Бронированные краны Liebherr. Источник: liebherr.com
Liebherr G-BKF. Источник: liebherr.com
Несмотря на то, что производитель позиционирует военные краны как машины высокой проходимости, это не совсем так. Для этого достаточно посмотреть на компоновку, немалые передние и задние свесы, а также «беззубые» шоссейные шины. Liebherr не стал особенно утруждать себя разработкой военного крана с нуля, а просто адаптировал для Бундесвера серийную гражданскую технику, оснастив её локальным бронированием. На машинах, которые должны работать под пулями и выдерживать подрывы легких СВУ, нет даже централизованной системы подкачки колес. Liebherr G-BKF и G-LTM оборудованы пулестойкими вставками, позволяющим в случае пробития шины выйти из-под обстрела. А проблема регулирования давления в шинах решена оригинальным способом: водитель перед бездорожьем останавливается, выходит из машины и стравливает воздух из каждого колеса, а на твердой дороге подкачивает индивидуально каждое колесо с помощью бортового компрессора. Несмотря на впечатляющий технологический уровень, боевым бронированным кранам Liebherr бездорожье строго противопоказано — лучше ровные немецкие автобаны.
Со сборочного производства — в армию
Источник: topwar.ru