Легенды и мифы Великой Отечественной. Человеческий фактор ВВС РККА и Люфтваффе

Легенды и мифы Великой Отечественной. Человеческий фактор ВВС РККА и Люфтваффе
В двух предыдущих материалах мы поговорили о количестве и качестве самолетов на 22.06.1941 года. В одной из статей я обещал поговорить о человеческом факторе.

Начнем снизу, с подготовки пилотов. В наше непростое время люди публикуют просто гору информации на тему того, как все было плохо в ВВС РККА в плане подготовки летчиков. С огромным сомнением отношусь к информации о том, что в бой бросали летчиков с 2-3 часами налета на боевом самолете.

Приведу цитату из такого вот, с позволения сказать, разоблачительного материала. Орфография сохранена.

«Летчик-истребитель Козлов Н.А., обучаясь в Чугуевской авиашколе в 1937—1939гг., получил на И-16 налета 25 часов. Клименко В.И. закончил Чугуевское военно-воздушное училище в сентябре 1940 года, освоив четыре типа самолетов и имея налет 40—45 часов. Закончивший в 1939г. Качинскую авиашколу Покрышкин А.И. налетал на И-16 10 часов 38 мин. Летчик Баевский Г.А. в Серпуховской авиашколе налетал на И-15бис 22 ч. 15 мин. Выпускники Качинской школы в 1940г. Амет-хан С., Гаранин В.И., Долгушин С.Ф. получили 8-10 часов налета на боевом самолете. Сравним: немецкие летчики в своих учебных заведениях получали в среднем 200 часов учебного налета, плюс еще 150-200 часов в частях Люфтваффе. У американцев набиралось около 450 часов».
То, что до наших времен дошли цифры аж с точностью до минуты, конечно, здорово. И вот тут налетаем в прямом смысле слова на двойственные ощущения.

С одной стороны, ах как все прискорбно! Немцы налетали по 200 часов, американцы по 450, а наши — всего ничего. Трупами завалили и все такое.

Простите… Покрышкин — трижды Герой Советского Союза. Султан Амет-хан — дважды Герой Советского Союза. Долгушин — Герой Советского Союза. Гаранин — Герой Советского Союза.

Как-то странно выходит, правда? 10 часов Покрышкина и 200 часов Хартмана — это разные часы получаются? Одному они позволили стать одним из самых полезных (именно полезных, а не результативных) летчиков Второй мировой войны, а другому — рисовать насквозь лживые «абшуссбалкены» и цеплять на себя побрякушки.

Легенды и мифы Великой Отечественной. Человеческий фактор ВВС РККА и Люфтваффе
Ах да, такие непунктуальные немцы потеряли летную книжку Хартмана… Видимо, чтобы она к Задорнову не попала.

Кстати, зря. Столько русских можно было бы сгубить. Со смеху бы полопались, читая сочинения Хартмана, ну да черт с ним, привет в особый котел Люфтваффе в аду.

Я специально не привожу автора той писанины, просто потому, что ее в интернете навалом. Но тот белорус писал, несколько не понимая суть цифр, увы. А цифры-то говорят о весьма интересных вещах.

200 часов подготовки Хартмана позволили ему, не воюя особенно (нападения из-за облаков и прочие «хитрые» маневры Хартмана не нуждаются в такой подготовке), сбить более 100 самолетов. 10 часов подготовки Покрышкина позволили ему сбить 59 самолетов и всю войну прикрывать от Хартмана бомбардировщики и штурмовики.

И вот парадокс, ничего Хартман Покрышкину сделать не смог!

И да, вся эта толпа асов Люфтваффе почему-то не позволила Германии выиграть войну в воздухе. Обидно, наверное, «абшуссбалкены» малевали, крестами щеголяли, а тем не менее, Германия лежала в руинах, советские штурмовики что хотели, то и делали с передним краем обороны от Кенигсберга до Констанцы, а от Покрышкина в воздухе сфинктеры расслаблялись у самых опытных асов.

Почему-то о присутствии в небе Хартмана или Ралля у нас не объявляли. А если бы и объявили, точно сбежалось бы необученных «руспилотен» с намерением проверить, насколько круты немецкие асы. Проверяли же. Неоднократно.

Легенды и мифы Великой Отечественной. Человеческий фактор ВВС РККА и Люфтваффе
Знаете, тут очевидно не то, сколько часов было потрачено на подготовку пилота, а как были потрачены эти часы. Вот тут, очевидно, может обнаружиться суть. Можно потратить на обучение летчика 500 часов, но из него получится, простите, Рудель. Можно потратить 20 часов и получить летчика, который спокойно загонит Руделя в гроб.

Вопрос исключительно качества.

Далее приведу в качестве доказательства некоего Вальтера Швабедиссена, наваявшего опус под названием «Сталинские соколы». В целом книга познавательная в плане авиации, поскольку Швабедиссен знал, о чем писал. В техническом плане. Но в остальном – тот еще коктейль, поскольку чем только Швабедиссен не командовал. И зенитным корпусом, и полком ночных истребителей, и в штабах сидел. Но не летал, к Восточному фронту на выстрел не подходил, но о наших летчиках писал. Никто ж не запретит, правда?

«Но есть и другая правда — о тысячах и тысячах безвестных летчиков, павших в воздушных боях, имена которых никто никогда не узнает и не вспомнит. Именно они, кое-как подготовленные, плохо обученные, почти не имевшие никакого летного опыта (не говоря уже о боевом), десятками тысяч тел накрыли и, в конце концов, погребли авиацию Германии. Их бросило в бой на верную смерть безграмотное, бездарное и, по сути дела, преступное высшее командование РККА».
Душераздирающе. «Десятками тысяч тел накрыли Люфтваффе» – это вот сильно. Немного не понял, как это. Таранили, что ли? Сверху падали?

Ладно, не в этом дело. Дело в другом повествовании Швабедиссена. Нарассуждавшись о плохих советских самолетах, о том, насколько никакущее командование у ВВС РККА было, немец вдруг выдает вот это:

«Можно было часто наблюдать, как Ил-2 атакует свои цели, в то время как немецкие истребители не могли даже взлететь в воздух из-за плохой погоды... советские штурмовики летали в любую погоду, включая дождь и снег, и ни ветер, ни шторм, дождь или низкие температуры не препятствовали их действиям... советские летчики-штурмовики были мужественными и агрессивными, а характерные слабые особенности русского характера у них проявлялись в меньшей степени, чем у летчиков-истребителей... советская штурмовая авиация оказалась значительно более действенной, чем это предполагалось перед началом кампании... Уже к концу 1941 г. подготовка летного состава достигла похвально высокого уровня».
То есть Ил-2 наводили на немцев ужас уже в 1941 году, и, несмотря на мизерную подготовку, советские летчики летали тогда, когда немецкие асы даже не думали о полетах, потому что было слишком опасно?

Легенды и мифы Великой Отечественной. Человеческий фактор ВВС РККА и Люфтваффе
Вообще, да, можно сказать, что русские летали потому, что не понимали того, что летать нельзя. Опасно. От недостатка подготовки.

Забавно, правда? Опытные и подготовленные немцы сидят на аэродромах и пьют шнапс, потому что погода нелетная, а неопытные советские летчики летят и устраивают немецкой пехоте тяжелую жизнь.

Простите, я правильно все понял? Неопытные летчики с 10-ю часами подготовки спокойно летали в дождь, туман, плохую видимость, находили немецкие позиции и работали по ним? А немецкие летуны с 200 часами подготовки сидели на хвостах ровно?

Так и хочется сказать: «Наоборот надо бы…»

Сказать, что на 22.06 у немцев не было преимущества в подготовке, однозначно нельзя. Да, оно было, но не такое уж и фатальное. Летчик, у которого 200+ часов за спиной – это штучный товар, как ни крути.

Но давайте посмотрим, настолько ли все печально было у нас?

Не настолько. Да, не успели, но: на мартовском пленуме ЦК ВКП(б) 1940 года – а это, простите, уровень, – были приняты новые ориентиры в обучении летного состава.

В ВВС РККА тоже была организована многоступенчатая система подготовки кадров, некоторые не очень добросовестные исследователи пытаются представить картинку, что из аэроклуба сразу на фронт отправляли. Как с фронтом реально – вообще разговор особый, а вот налетав в аэроклубе 20-25 часов, человек попадал в военную школу летного состава, где его обучение продолжалось.

Легенды и мифы Великой Отечественной. Человеческий фактор ВВС РККА и Люфтваффе
Военные школы уже давали спецификацию, готовили летчиков на истребители, бомбардировщики и разведчики. Последних упразднили в 1941 году. В рамках программы военной школы летчик-истребитель получал еще 24 часа налета, бомбардировщик – 20 часов.

И только потом шло высшее командное училище. Там программа подготовки определяла до 150 часов подготовки.

Понятно, что «до» — это и 50, и 100 часов. Но в целом, да, на бумаге, программа выглядела ничуть не хуже, чем у немцев. Вопрос реализации был, но не считаю, что он был настолько уж существенным. Сами ветераны в мемуарах говорили, что 10 часов было более чем достаточно для того, чтобы понять самолет. А для опытного летчика, да еще прошедшего школу И-16, вопрос переучивания на другую модель вообще не стоял.

К вопросу массовости. Увеличено количество учебных заведений, если в 1937 году их было 12 на всю страну, то на момент начала войны – 83. Увеличивалось и количество учебных самолетов, с 3007 в 1937 году до 6053 на декабрь 1940 года.

Реализовать полностью программу не успели, но тем не менее, в 1941 году немцев встречали никак не курсанты аэроклубов с 2-3 часами налета на И-15.

Потери в начале войны были, потери были огромными, но: заслуга асов Люфтваффе тут не такая огромная, как это показывают борзописцы от истории. Много летчиков элементарно сгинуло в окружениях, котлах, садились на вынужденную на вражеской территории.

В предыдущих статьях я сделал утверждение (и считаю, что доказал его), что в техническом плане ВВС РККА сильно уступали Люфтваффе. Но не плане подготовки пилотов, ибо чем, простите, тогда объяснить весьма впечатляющие потери немцев?

В утверждении, что на 1 сбитый немецкий самолет приходилось 6 уничтоженных советских для начального этапа войны, есть смысл. Не сбитых, а уничтоженных. Истребительной авиацией, зенитной артиллерией, бомбами, оставлено на аэродромах из-за нехватки топлива и так далее.

Однако потом все выровнялось. Советские школы и училища продолжали брать кадры из аэроклубов и учить их. Да, были и ускоренные курсы, но это 10 и 6 месяцев соответственно. Плюс ЗАПы, плюс учебные полки, где обучение продолжалось.

И можно сколь угодно долго критиковать систему подготовки ВВС РККА и нахваливать немецкую, но… Почему у немцев летчики закончились? Асы почему в земле оказались?

Ведь по идее, асы Люфтваффе должны были одной левой, правой ковыряя в зубах, сбивать эти кучи неподготовленных советских летчиков, которые тысячами лезли… ну не на амбразуры, скажем так, на стволы «мессершмиттов» и «фокке-вульфов».

А вот не случилось. И как-то асы начали того… заканчиваться… Причем, на всех фронтах.

Легенды и мифы Великой Отечественной. Человеческий фактор ВВС РККА и Люфтваффе
А в 1943 году уже никакого преимущества в качестве подготовки летного состава у немцев не было. Это отмечают те, кто воевал, сбивал и сам остался «жив, цел, орел» из числа наших летчиков. А им, знаете ли, виднее.

Так что все эти фантазии насчет «крутой немецкой школы подготовки» Люфтваффе и никакой у ВВС РККА – бред. Получается совершенно наоборот, советская школа оказалась круче, потому что закончилось именно Люфтваффе. И в 1945 году уже у немцев что-то там обозначали зеленые новички. А по сути воздушная война немцами была проиграна и на Востоке, и на Западе, и над Германией.

Вообще, побежденным всегда было свойственно рассказывать, какие они были крутые и что им помешало победить.

Но были у Люфтваффе и сильные стороны, особенно в начале войны, что и обусловило успех. Этого нельзя не отметить. Как я уже говорил, великолепная координация тактически и умение создать стратегический перевес.

Учитывая совершенно различную структуру ВВС двух армий, на начальном этапе немцы очень красиво могли создать перевес не просто в самолетах на важном направлении, но и качественно по личному составу. Эскадрами асов в том числе. И да, тут они получали преимущество по полной программе.

Плюс более современная тактика, о чем я тоже говорил. Эшелонированная шестерка истребителей, имеющая связь с наземными войсками и собственным командованием, отработает район намного эффективнее, чем тройка самолетов без связи вообще.

Впрочем, об этом прекрасно все расписано у Покрышкина. Как только наши изменили подход к тактике, когда нелетавших дуболомов типа Краева сменили нормальные боевые летчики типа Покрышкина, немцам вообще стало грустно.

И вот тогда-то и начались поиски оправданий, типа «трупами завалили» и демонстрация дутых счетов. С моей точки зрения дутых, кто хочет на них молиться – пожалуйста, но дело не в цифрах.

Дело в итоге. Дело в том, что концу войны Люфтфаффе, где были прекрасно обученные свободные охотники Хартман и компания, все такие в крестах и «абшуссбалкенах», но их армия, которую прессовали ВВС РККА выла и материлась, но хартманы ничего сделать не могли.

Легенды и мифы Великой Отечественной. Человеческий фактор ВВС РККА и Люфтваффе
Да что там, вся Германия стонала под американскими и британскими бомбами, но увы, ничего более Люфтваффе не могло предложить немцам.

И итог печален: 1945 год, наши тоже в звездах на фюзеляжах, но немцы летают только тогда, когда можно, а не когда надо выполнять задания.

Разная концепция применения ВВС у СССР и Германии вела к разным рисункам действий в воздухе и разным итоговым показателям по части сбитых врагов. Но если у немцев это было возведено во главу угла, то у нас главным было выполнить боевую задачу. Поэтому Александр Покрышкин, капая слюной на пол, продолжал прикрывать штурмовики, глядя вслед сваливающему Эрику Хартману.

И благодаря такой тактике и стратегии ВВС РККА свою стратегическую задачу по уничтожению боевой силы Германии выполнило, а Люфтваффе… А Люфтваффе выполнило задачу по сбитию самолетов!

У нас во главу угла ставилась успешная работа по наземным войскам неприятеля, естественно, ВВС РККА несли потери в воздухе и от истребителей противника, и от ПВО, но это нормально и оправдано выполненной задачей!

В начальном периоде войны, учитывая совершенно устаревшую тактику и минимальное желание советских командиров менять хоть что-то, немцы да, имели преимущество.

И здесь главным недостатком руководства ВВС РККА я считаю полнейшее отсутствие какой-либо инициативы и желания думать. Можно сколько угодно говорить о том, как бедных генералов от авиации репрессировал кровавый Сталин, но здесь ярчайший пример – это генерал Копец.

Легенды и мифы Великой Отечественной. Человеческий фактор ВВС РККА и Люфтваффе
Генерал-майор авиации, Герой Советского Союза (за бои в Испании), начальник ВВС Западного ОВО, бросавший на немцев бомбардировщики днем без истребительного прикрытия (несмотря на наличие 43-й истребительной авиадивизии в округе) и потерявший за 22.06.1941 года 738 самолетов (526 на земле), застрелился вечером 23 июня 1941.

Остальных арестовывали, допрашивали уже потом. Многих расстреляли. Помогло? Не знаю, точнее, не берусь судить, но все показал 1943 год. Битва в небе Кубани, когда Люфтваффе начало проигрывать. Когда пошли массово самолеты, не уступающие немецким, когда на командных должностях стали появляться те, кто в июне 1941 года встречал асов в воздухе.

И – затрещало…

О недочетах в системе ВВС РККА и об отсутствии должного уровня компетенции у командования можно говорить много. И можно строить много версий на тему того, что дало немцам столь огромное преимущество на первых порах.

Мой итоговый список выглядит вот так:

1. Недостаточный уровень подготовки командиров армейского и дивизионного уровня.
2. Недостаточный уровень подготовки командиров авиаполков.
3. Полное отсутствие координации между командирами разных видов войск.
4. Отсутствие связи на всех уровнях.
5. Отсутствие оперативного управления в изменяющейся обстановке.
6. Умение немцев создать тактический перевес на определенном участке фронта и максимально его использовать.
7. Определенное преимущество в современных моделях самолетов у немцев.

Все. Достаточно. Вот этого списка хватило, чтобы ВВС РККА проиграли первый этап воздушной войны с треском. Однако основные причины поражения 22.06 были исправлены. Да, со временем, но исправлены, настолько, что к 1944 году наша авиация превзошла немецкую по всем параметрам, от количества до качества.

И ни слова о подготовке летчиков. Здесь для меня аксиомален факт того, что наши летчики ничем не уступали немцам.

Хотите пример?

26 июня 1941 года недалеко от молдавского городка Унгены пара Ме-109Е обнаружила одинокий советский самолет. Ведущим пары был Вальтер Бокх, опытный летчик, на счету которого было 4 победы во Франции и 2 в Польше.

Наш самолет пилотировал списанный накануне по дальтонизму молодой лейтенант, который вез на своем И-153 документы в штаб авиадивизии.

Легкая добыча? Ну да, Ме-109Е против И-153, 200 часов подготовки Бокха, опыт боевых действий, сбитые английские, французские и польские самолеты…

Ну вы поняли, что все пошло слегка не по плану немцев, да? «Чайка» вертелась наскипидаренным ужом, отплевывалась очередями двух своих ШКАСов (очень смертельно для 109-го), но, в итоге закружив немцев и попав в выгодное положение, советский летчик выпустил имевшиеся у него реактивные снаряды.

И попал.

Ведомый не стал искать приключений дальше и ушел. А Бокх… Ну бывает… Зато не мучился.

Так начинал свой боевой путь дважды Герой Советского союза Григорий Речкалов.

Легенды и мифы Великой Отечественной. Человеческий фактор ВВС РККА и Люфтваффе
В целом мне больше нечего добавить по данному вопросу.

Источник: topwar.ru