Легенды и мифы. «Авиашарага»: божий дар или проклятие Берии?

Удивляют наша «история» и наши «историки». Понятно, что историю пишут победители, но тут уже возникает вопрос: а вообще, кто победил? И где? Когда закончилась война, после которой началась тотальная перепись истории?

Факт, что, несмотря на все потуги чего-то там внести в конституцию по поводу истории и наследия, что внесут, то и будут хранить. А внесут то, что напишут. В том числе и варево Солженицына, усиленно канонизируемого современной властью.

Впрочем, у нас своя дорога, и мы по ней будем идти, совершенно не глядя на тех, кому интересно читать сказки про наше прошлое.

При написании истории появления самолета Ту-2 не попасть в шарагу было нельзя, поскольку именно оттуда его (Ту-2) и выкатили. И там, в материале, я пообещал, что вернусь к теме шарашек.

Вообще, само по себе явление шараги своеобразное. Но рассмотреть его я хочу, возможно, с нетрадиционной точки зрения.

Точек обычно две. Первая — от фанатов Солженицына и Радзинского, в которой говорится о том, что кровавые палачи Сталин и Берия толпами гнали инженеров и конструкторов в ГУЛАГ, и там они что-то изобретали.

Вторая: шарага — это зло, но зло необходимое и в духе времени. «Время было такое, иначе было никак».

Не очень согласен с обеими точками зрения, и вот почему. С последователями секты Солженицына все просто: они повергаются в грязь фактами и цифрами. Со сталинистами надо изящнее.

Есть такое выражение: «Победителей не судят». Но, увы, оно совершенно не подходит в нашем случае, в случае оценки деятельности Сталина и его сподвижников, особенно Берии, в организации и осуществлении мощного индустриального подъема советской промышленности непосредственно перед и во время Великой Отечественной войны.

Если бы не этот колоссальный рывок в индустриализации страны, мы бы никогда не победили эту сборную Европы (а известно, что в оснащении Гитлера и Америка приложилась по полной программе), использовавшую потенциал промышленности всей Европы, и не только ее.

Сталин и его соратники – безусловные организаторы Победы. Безоговорочные. Но их судили и осудили. Практически сразу после смерти Сталина. Да, с гордостью могу сказать, что далеко не все в нашей стране приняли решение этого «суда».

И шарага – это была неотъемлемая часть того рывка, сломавшего спину фашизму.

Определение шараги есть в Википедии, так что, если кому-то принципиально, – туда. Потому что, на мой взгляд, это лишнее. Другой вопрос, были ли эти шарашки тюрьмой-каторгой, где преступный сталинский режим эксплуатировал рабский труд заключенных, или же это был способ мобилизовать на выполнение жизненно важных государственных задач «несознательную» часть научной и технической интеллигенции.

Вот о так называемой научной и технической интеллигенции хотелось бы пару слов сказать. Надо было их организовывать или нет?

Вообще, идея создания шараг была весьма неплоха. Получается, что при Сталине власть была заинтересована в том, чтобы человек выдающихся способностей мог творить, даже совершив преступление и даже мотая срок. Пусть не всегда, но хотя бы в пресловутых шарашках власть предоставляла для этого реальные возможности.

Почему? Да все просто! Времена были такие. И если бы не было шараг, то конструкторы, изобретатели, инженеры просто валили бы лес.

Наверное, для многих это секрет, но если мы говорим об авиационной промышленности, то там система шараг была весьма полезна.

Дело в том, что в 30-е годы прошлого столетия как бы было общепринято в СССР «стучать». На соседа с его жилплощадью, на коллегу с его окладом и так далее. С помощью кляуз и доносов люди карьеры делали. Не верится? Ну конечно, а пять с лишним миллионов доносов в архиве ФСБ – это как?

А в авиационной сфере это дело вообще цвело махровым цветом. Ведь своевременно написанная жалоба позволяла протолкнуть свой проект в обход конкурента. А что такое реализованный проект? Уважение, деньги, ордена…

Но главное – иммунитет к тому, что завтра поверят жалобам на тебя.

А потому писали все или почти все. Точнее, проще сказать, кто в среде авиаконструкторов НЕ писал доносов. Лично у меня есть всего две фамилии: Григорович и Поликарпов. Их взяли первыми. Остальные сильно под вопросом.

Возможно, Яковлев, который мало того что всю бытность замнаркома отбивался от доносов на себя и у которого были свои способы насолить ближнему. Хорошо, Микоян. С его-то поддержкой в верхах…

Так что в некотором смысле шараги можно назвать экспериментом для творческих людей, когда человека наказывают лишением свободы, но не отлучением от творчества.

Здесь, кстати, яркий пример – это Поликарпов, которого волей Туполева отлучили от проектирования самолетов и заставили заниматься какой-то мелочью. Так что для Николая Николаевича шарага с возможностью строить самолеты однозначно была более приемлема, чем работа на заводе непонятно кем.

Тем более что работали инженеры и конструкторы не в подвалах. А в таких же цехах, лабораториях, КБ… Но под присмотром. И ночевали не дома.

Что ж, конечно, неприятно. Как неприятны и спецэффекты, связанные с арестами, допросами и следствием.

Но простите, а куда было НКВД деваться? Если доносы, жалобы, кляузы лились рекой? Вы вдумайтесь в цифру «пять миллионов». Это не просто цифра, это отработанные доносы. А сколько их было возвращено? А возвращали, особенно корявые и фантастические. Или игнорировали.

Кстати, учитывая, как у нас в 30-е с грамотностью дело обстояло… В республиках Средней Азии, например. Там особо не разгуляться было, грамоту знали далеко не все. Зато где знали – вот там и оттягивались по полной.

Порой получались эффекты весьма своеобразные. Не знаю, кто написал на Поликарпова, вряд ли сам Туполев, скорее всего, кто-то из подчиненных, а вот Королев – классика жанра. Известно, кто написал на Сергея Павловича. Известно, почему. Парни Тухачевского были не согласны с политикой Королева, и вот вам результат. Костиков, это который «типа изобретатель» «Катюши», написал на Королева и Лангемака. Второму это стоило жизни, Королеву повезло больше. Иуда №2, Клейменов ничем Костикову не уступал.

Но о делах РНИИ мы можем поговорить отдельно, материалов хватает.

Кто сказал, что в других отраслях было иначе? Я не говорил. Но в динамично развивающейся авиации хватало желающих бороться не у кульмана, а подметными письмами.

Кстати, далеко не всех прижимали по облыжным обвинениям. Тот же Туполев схлопотал вполне заслуженно, за причинение экономического вреда стране. Ну согласитесь, если тебя послали за тем, чтобы купить технику (за золото и валюту) для последующего лицензионного производства, то как минимум надо было все устроить по-человечески.

А Туполев привез тысячи технических документов мало того что не переведенными, хотя перевод американская сторона обязана была предоставить за свой счет, так еще и в дюймовой системе. То есть привезенные Туполевым документы пришлось дважды переводить. Потеря времени и денег. Туполеву «предъявили» вполне справедливо. Меньше надо было по магазинам ходить.

Не могу не умолчать о прогремевшем в 1938 году скандале. Когда журнал «Немецкое оружие» опубликовал серию статей о военной авиации Советского Союза.

С публикациями ознакомились и наши, после чего, подозреваю, сотрудники НКВД готовы были не то что сапогами по почкам отходить конструкторов, а душить их на рабочих местах. Автор статей, майор германских Военно-воздушных сил Шеттель опубликовал секретные данные по производству советских авиационных заводов.

Шеттель привел в статьях множество фактов, прямо свидетельствовавших о том, что секретные данные запросто утекают за границу.

И вот какая получилась интересная ситуация. Конструкторы, вместо того, чтобы спокойно и основательно трудиться на благо родной страны, всеми правдами и неправдами пытаются урвать для себя привилегии, для чего просто занимаются доносительством друг на друга. И плюс в нарушение режима секретности то ли просто разглашают данные о советском ВПК, то ли делают это из худших побуждений. За деньги, например.

Кстати, такое царило не только в авиапроме. В РККА и ВВС дело обстояло ничуть не лучше, что подтверждается многочисленными документами. Пьянство, воровство, доносы стали делом обыденным.

Уважаемые читатели, у вас за ТТ взяться рука не потянулась? Документов, подтверждающих бардак в армии, было предостаточно.

В промышленности тоже. Да, в СССР, где кадры решали все, работа с кадрами велась очень активно. Число специалистов с высшим образованием росло впечатляющими темпами, с 233 000 в 1928 году до 909 000 в 1940-м. Вопрос только в качестве.

Понятно, в аграрной стране специалистов брали откуда? Правильно, оттуда. Откуда взялся, например, паренек Сережа Ильюшин, работавший землекопом на строительстве аэродрома и заболевший увиденным аэропланом на всю жизнь? Из деревни. И, к счастью, его путь был несколько нетривиален, но… Впрочем, все знают биографию Ильюшина.

Ну ведь правда, чего кривить душой, очень мало было технической интеллигенции из дворян. По причине выбивания и выбывания дворянства в советской России. Да и с купечеством тоже было покончено. Так что брали откуда могли и воспитывали. И это, на мой взгляд, был весьма уверенный ход.

Но вот в плане воспитания… С этикой было сложнее. Отсюда и крысиная возня за теплое место, и тысячи доносов. И разглашение государственной тайны.

И получается у нас роскошная донельзя ситуация. Вроде бы работы идут. Самолеты проектируют, строят, испытывают. Но: идет вал доносов, и половину (а то и больше) конструкторов надо сажать под следствие. И в перспективе – отправлять строить канал или валить лес.

Но кто будет заниматься самолетами? Те, кто писал кляузы? Возможно. Но кто хорошо пишет кляузы, тот вряд ли хорошо строит самолеты. А кто не пишет? Григорович? Ну, он долгое время вообще один был в гидроавиации. Микоян? Вот ему больше делать нечего с такими родственниками. Яковлев? Ну при всем негативе к Александру Сергеевичу, самолеты он строить умел. Плюс пост ого-го…

Вопрос, сколько на них написано было. Хотя что я, Григоровича посадили.

И известно, кто приложил руку. В. Б. Шавров, конструктор, работавший под началом Григоровича.

«Если бы Григорович был вредителем, то он бы хуже сделать не мог. Он настолько разложил дело, потеряв четыре года, обманув возлагавшиеся на отдел надежды, что заслуживает и заслуживало ранее пресечения… В этом [ему] содействовала громадная репутация и авторитет, которыми пользовался Григорович, да и в царское время несколько удачных самолетов. В результате — полнейший кризис… достижения Отдела равны нулю». [Из доноса Шаврова.]
«Около этого времени, кажется даже еще в августе, дошло до нас приятное известие об аресте Григоровича. Ненавистный зав., бывший причиной многих неприятных переживаний, попортивший мне, можно сказать, целый период в жизни, наконец сел, и как будто прочно…»
Ну вот, более-менее с Шавровым все понятно из его высказываний и мемуаров. А чем знаменит сам доносчик? Самолетом-амфибией Ш-2, которая была выпущена серией в 800 машин. Создавал ее Шавров не один, но соавтор Корвин-Кербер почему-то был посажен…

Собственно, после Ш-2 Шавров больше ничем не отметился, писал книги, снимался в фильме, но самолетов не строил. Видимо, закончилось техническое вдохновение. Или желающие ему помогать.

Кстати, его высказывания вполне могут стать картинкой к эпохе. Не всегда «свидетельские показания» выбивались в застенках НКВД палачами в форме. Не всегда давались под страхом ареста. А наоборот, зачастую они с охотой давались той самой технической, в нашем случае, а в остальных и научной, и творческой интеллигенцией, которую сегодня противники Сталина представляют, как невинную жертву эпохи.

А между тем и не особо-то трогали. В шараге ЦКБ-29 трудилось… 316 специалистов! Это всех профилей: дизелисты, танкостроители, авиационные и прочие. Триста шестнадцать человек.

Где миллионы… Где загубленная на корню интеллигенция… Ну да, у Солженицына. А на деле – 316 человек. Вот и вся шарага.

Если вы подумаете, что это «самые светлые умы», за которыми НКВД устраивал охоту, то ошибетесь. Ни за кем НКВД не охотился, брали на рабочем месте, да по доносу своих же коллег в основном.

Но были и исключения. Но не напрягайтесь, именно что исключения.

Лев Ландау, будущий нобелевский лауреат, погоревший на изготовлении антисоветской литературы. Сравнивал Сталина и Гитлера и призывал к свержению власти. Да, может, и не все сочинил Ландау, по некоторым сведениям, он это все только отредактировал. Но на расстрел наработал, нет? Да и то, под слово Капицы и заступничество Нильса Бора был отпущен.

Попробуйте сегодня сочинить листовку, где сравните Путина с Пол Потом, Саддамом Хусейном или бен Ладеном и призывом к свержению. А потом попадитесь с ней. На пути в Кремль. Я бы с удовольствием послушал ваши рассказы о прелестях демократии и прочих жизненных удовольствиях. Потом, когда вас выпустят.

У Ландау – только следствие. У наших авиаконструкторов – только шарага. Причем, как только проекты самолетов превращались в самолеты, начинались амнистии, деньги, ордена, грамоты ЦИК и прочие удовольствия.

В целом был кнут, но был и пряник. Кто из участников ОТБ или ЦКБ-29 умер нищим, униженным и забытым? Петляков? Мясищев? Туполев? Королев? Глушко?

Был ли Берия тупым палачом? Судите сами. Вот выдержки из спецсообщения Сталину от 04.07.1939 г. «О заключенных-специалистах, используемых в особом техническом бюро при НКВД СССР».

«Возобновить следствие по этим делам и передать их в суд в обычном порядке нецелесообразно, так как, во-первых, это отвлечет арестованных специалистов на длительное время от работ по проектированию важнейших объектов и фактически сорвет работу Особого технического бюро, и, во-вторых, следствие не даст по существу положительных результатов вследствие того, что арестованные, находясь длительное время во взаимном общении во время работы, договорились между собой о характере данных ими показаний на предварительном следствии.

Между тем виновность арестованных подтверждена в процессе предварительного следствия личными признаниями арестованных, показаниями соучастников (многие из которых уже осуждены) и свидетелями.

Исходя из этого, НКВД СССР считает необходимым:

1) арестованных специалистов в количестве 316 человек, используемых на работе в Особом Техническом бюро НКВД СССР, не возобновляя следствия, предать суду Военной коллегии Верховного Суда Союза ССР;
2) в зависимости от тяжести совершенного преступления арестованных разделить на три категории: подлежащих осуждению на сроки до 10 лет, до 15 лет и до 20 лет».
С одной стороны, вроде как роскошно. Судить не надо, военным судом по 10 лет на хобот, наиболее отличившимся до 20 лет. Зловеще? Зловеще. Кнут.

Но вот он, «пряник»:

«…в целях поощрения работы арестованных специалистов в Особом техническом бюро, закрепления их на этой работе и создания стимула для дальнейшей работы по проектированию важнейших объектов оборонного значения предоставить право НКВД СССР входить с ходатайством в Президиум Верховного Совета Союза ССР о применении к осужденным специалистам, проявившим себя на работе в Особом техническом бюро, как полного условно-досрочного освобождения, так и снижения сроков отбывания наказания».
Ну вот, собственно…

Именно по такому ходатайству в июле 1941 года были освобождены со снятием судимости Туполев, Френкель, Чижевский и еще 27 человек, участвовавших в создании самолётов 103-У/Ту-2.

Спорно? Да, спорно. Многие могу сказать: а что, нельзя было просто вздрючить всех и заставить заниматься делом? Так именно этим НКВД и занималось. Просто вопрос эффективности. Пальчиком грозить и не принимать строгих мер – знаете, чем заканчивается?

А заканчивается это тем, что некий президент разводит ручками и говорит, что ничего нельзя сделать с миллионными зарплатами топ-менеджеров, иначе они разбегутся и работать будет некому.

А Сталин не хотел, чтобы разбегались. И беспредела не хотел. Потому каждый сверчок знал свой шесток. И за каждым могли прийти. И с каждого спросить.

Плохо? Наверное.

Зато сейчас как хорошо. Приходят, находят ящики с золотом, сумки с миллионами, квартиры. И ничего не могут сделать. Потому как не 1937-й год.

И ведь рванут эти господа не на фронт. Они в офшоры и на нейтральные территории побегут в случае чего. И сейчас некоторые наши скажут, что типа не уйдут. Уйдут. Классика жанра, но уйдут.

Ладно, возвращаемся к теме.

Учитывая, что Л. П. Берия был очень хорошим организатором, то и с отчетностью у него было все прекрасно. Флешки не терялись.

А потому летом 1944 года все управления и отделы центрального аппарата НКВД СССР написали отчёты о проделанной работе за годы войны. И отчеты не сгорели, не утонули, а поэтому сегодня мы четко можем представить себе картину того, что было сделано теми, кто работал в шараге.

Из отчета ОТБ при НКВД СССР.

За период с 1939 по 1944 гг. 4-м спецотделом по заданиям правительства и народного комиссара внутренних дел тов. Берии Л. П. выполнены и сданы следующие работы:

1. Пикирующий бомбардировщик Пе-2 (самолёт «100»). Руководитель проекта Петляков В.М.
2. Фронтовой пикирующий бомбардировщик Ту-2 (самолёт «103У»). Руководитель проекта Туполев А.Н.
3. Дальний высотный бомбардировщик (самолёт «102»). Руководитель проекта Мясищев В.М.
4. Авиационные моторы типа МБ-100. Руководитель проекта Добротворский А.М.
5. Авиационный реактивный двигатель РД-1. Руководитель проекта Глушко В.П.
6. Броневая башня БУР-10. Руководитель проекта Лодкин С.И.
7. Универсальная 152-мм артиллерийская система М-У-2 для береговых и железнодорожных установок. Руководитель проекта Иконников Е.П.
8. Универсальная 130-мм артиллерийская система Б-2-Л-М для корабельных и береговых установок. Руководитель проекта Кудряшёв В.И.
9. Модернизированная 45-мм противотанковая пушка М-42. Руководитель проекта Цирульников М.Ю.
10. Танковая 45-мм пушка ВТ-42. Руководитель проекта Цирульников М.Ю.
11. Полковая 76-мм пушка образца 1943 г. ОБ-25. Руководитель проекта Цирульников М.Ю.
12. Корпусная 152-мм пушка БЛ-7. Руководитель проекта Цирульников М.Ю.
13. Подводная лодка С-135. Руководитель проекта Кассациер А.С.
14. Торпедный катер дальнего действия СТКДД. Руководитель проекта Гойнкис П.Г.
15. Шнек-пресс – новая аппаратура и технология производства нитроглицериновых порохов. Руководители проекта Спориус А.Э. и Бакаев А.С.
16. Универсальные поглотители УП-2 и УП-4 для войсковых противогазов. Руководитель разработки Фишман Я.М.
17. Новый метод интенсификации башенного процесса производства серной кислоты. Руководитель проекта Ступников С.Д.
18. Малогабаритная армейская радиостанция типа «Марс». Руководитель проекта Васильев А.М.
19. Портативная радиостанция типа «Белка». Руководитель проекта Васильев А.М.
20. Прибор ночного боя ПНБ. Руководитель проекта Куксенко П.Н.

Кроме того, специалисты 4-го спецотдела участвовали в строительстве, монтаже, пуске и организации производства шести новых заводов.

Наверное, за столь ударную работу все участники шараги получили новые сроки, были расстреляны, утоплены на барже в канале имени Москвы?

Ничуть.

За успешную работу по созданию новых видов вооружения и проявленную при этом добросовестность и преданность делу, по ходатайству НКВД СССР (!) 156 заключённых специалистов освобождены со снятием судимости, 23 человека из которых награждены правительственными наградами.

После снятия с них судимости им возвращались прежние награды, которых они были лишены по суду.

Так, уже в 1941 году Берия обратился с ходатайствами в Президиум Верховного Совета СССР о возвращении орденов, медалей СССР и грамот ЦИК СССР амнистированным авиаконструкторам.

Отдельные объекты, разработанные в 4-м спецотделе, были признаны выдающимися, и их авторам была присуждена Сталинская премия. Лауреатами стали Туполев, Петляков, Чаромский.

Это был вклад в Победу? Нет? Ну, вам виднее.

Вообще, чтобы объективно ответить на вопрос о роли шарашек, нужно серьезное исследование. Не отягощенное отношением к Сталину в целом. Но в целом такое не уникальное явление, как шарага, можно объяснить с нескольких сторон.

Кстати, почему не уникальное? А просто, кому интересно, пусть узнает, как американцы обставили свой «Манхэттенский проект». И найдите три отличия с нашей шарагой.

Теперь об обоснованиях и объяснениях.

Вариант 1. Раз некоторые ученые и инженеры совершили преступления, предусмотренные УК, и были осуждены, их труд в заключении решили использовать с умом, на пользу государству и им самим, смягчив условия отбывания наказания.

Не будем сейчас сильно влезать в это дело, но Туполев и Королев получили вполне обоснованно. Один за некачественно выполненное задание, второй — за растрату.

Вариант 2. На ученых и инженеров заводили дела специально, дабы поместить в шарашки и заставить делать там то же, что они делали до этого. Типа экономия на зарплате.

Сомнительно. Просто потому, что товарищи советские конструкторы и сами неплохо справлялись с тем, чтобы отправить в застенки НКВД коллег. Я бы сказал, что они хорошо справлялись.

Вариант 3. Шарага — особая форма организации НИОКР, имеющая свои преимущества в плане эффективности и секретности.

Да, вполне. Ведь в шарагах работали и свободные специалисты.

Вот интересное фото, где организатор шараги Менжинский сфотографирован вроде бы с участниками шараги. Да, фото сделано именно там, так вот запросто глава ОГПУ фотографировался с недозэками. Фото сделано на территории Бутырской тюрьмы, где было организовано ЦКБ-39. Ориентировочно – 1931 год.

Легенды и мифы. «Авиашарага»: божий дар или проклятие Берии?
Так вот, среди обозначенных на фото есть под №10 Арам Назарович Рафаэлянц, конструктор из КБ Яковлева и шеф-пилот того же КБ Яковлева Юлиан Иванович Пионтковский (№6). Эти люди не были в числе специалистов, работающих в шараге, и не подвергались каким-либо репрессиям. Они как раз свидетельствуют о том, что для работы в шараге привлекались и люди, не отягощенные сроками и приговорами.

Так что лично я склоняюсь к тому, что шарага — это все-таки закрытое КБ, в котором шли те же самые разработки, что и на воле. Только в режиме усиленной секретности и с теми, кто или накосячил, либо на кого много написали.

Хотя вполне возможно совмещение всех вариантов. Но повторюсь, вряд ли специально сажали нужных инженеров. Зарплату в шараге все равно платили, а как видно из фото, если нужен был спец по шасси или летчик-испытатель, их проще было одолжить, чем сажать. Не думаю, что Яковлев сильно сопротивлялся просьбе Менжинского.

И да, понятно, что за спиной фотографа мог стоять взвод сотрудников ОГПУ с револьверами, но даже в таком случае как-то не смотрятся люди на фото униженными и забитыми уголовниками. Да, приятного мало. Но и не зона с лесоповалом.

И авиашарага не похожа на многотысячный лагерь, не правда ли?

Кстати, действительно, стоит сравнить с «Манхэттеном». А заодно и вспомнить наши закрытые города физиков-химиков.

Ну и последнее. Тему, возможно, закрывать и не стоит. О Королеве и его соратниках будет отдельный разговор. Равно как, наверное, стоит поговорить о том, кто и когда превратил шарагу из 316 человек в филиал ГУЛАГа из 316 тысяч человек.

Понятно, что сейчас в Конституцию внесут про исторические наследие. И будут его охранять и оберегать.

Вот и возникает вопрос: кто наследит в истории, те, кто про 316 человек, или те, кто про 316 тысяч и миллион расстрелянных?

* * *

Кому будет интересно о заслугах сотрудников шараги, рекомендую вот это:т Кокурин А.И. Организация и деятельность 4 спецотдела НКВД-МВД СССР / Телескоп: Научный альманах. Специальный выпуск: Историко-архивное восстановление имен и достижений Отечества. – Самара: Изд-во «НТЦ», 2008. – 192 с. – ISBN 978-5-98229-188-2. С. 58-66.

Источник: topwar.ru