Макет 2013 года
По данным зарубежных разведок, китайская авиационная промышленность сейчас разрабатывает сразу два новых бомбардировщика с разными целями и задачами. Для решения задач на межконтинентальных дальностях создается самолет H-20, а машине, известной как J/H-XX, предстоит стать «региональным» бомбардировщиком.
Два проекта
В настоящее время дальняя авиация ВВС НОАК укомплектована несколькими модификациями бомбардировщика Xian H-6. Несмотря на постоянные модернизации, такие самолеты уже не соответствуют актуальным требованиям и нуждаются в замене. В последние несколько лет тема замены H-6 перешла в практическую плоскость.
Еще в 2013 г. на одной из китайских выставок показали макет самолета неясного назначения. Зарубежные СМИ предположили, что это перспективный бомбардировщик для дальней авиации. Вскоре появилось неофициальное обозначение J/H-XX. Также в некоторых источниках фигурировал индекс H-18.
В 2015 г. стало известно, что компания Xi'an Aircraft Industrial Corporation разрабатывает новый дальний бомбардировщик под названием H-20. Из-за дефицита информации появилось предположение, согласно которому J/H-XX и H-20 – один и тот же проект.
В начале 2018 г. Разведуправление Минобороны США (РУМО) опубликовало очередной отчет о китайских перспективных разработках. В нем утверждалось, что для ВВС НОАК одновременно разрабатываются два бомбардировщика – дальний и средний. Стратегическую нишу должен занять Xian H-20, а J/H-XX будет решать задачи регионального масштаба.
Предполагаемый облик
Согласно доступным данным, в основном из-за пределов Китая, проект J/H-XX предусматривает создание среднего по массе малозаметного бомбардировщика с боевым радиусом в несколько тысяч километров. Он должен будет применять обычное и, возможно, ядерное вооружение для поражения ключевых объектов противника на оперативно-тактическом и оперативно-стратегическом уровне.
Считается, что внешний вид будущего J/H-XX уже известен. Еще в 2013 г. на выставке показали макет необычного самолета, который достаточно быстро связали с информацией о новом бомбардировщике. Затем в 2018 г. на обложке майского выпуска журнала Aerospace Knowledge появилось художественное изображение двух таких машин. Большинство имеющихся оценок отталкивается именно от этих материалов и нередко приходит к весьма интересным выводам.
Перспективные бомбардировщики на обложке журнала
Представленный самолет выполнен по интегральной схеме со стреловидным крылом и V-образным оперением. Планер построен с применением стелс-технологий, вследствие чего имеет соответствующие обводы и компоновку. В частности, воздухозаборники и сопла двигателей выведены на верхнюю часть фюзеляжа. Для размещения вооружений используется внутренний грузоотсек.
Экстерьер самолета может указывать на способности к сверхзвуковому полету, обеспечивающему прорыв ПВО противника. Кроме того, высказываются предположения о нехарактерной для бомбардировщиков маневренности, пригодной для ведения воздушного боя – вероятно, с некоторыми ограничениями.
J/H-XX рассматривается в качестве «регионального» бомбардировщика. Для выполнения задач в пределах своего региона необходим боевой радиус на уровне 2-2,5 тыс. км. Работа на большем удалении от баз будет возлагаться на дальний бомбардировщик H-20.
Весьма интересные оценки приводятся в справочнике The Military Balance 2020 от издательства IIHS. Его авторы предполагают, что в проекте J/H-XX речь может идти об истребителе-бомбардировщике с особыми характеристиками и широкими возможностями. Они предполагают, что вместе с системами «воздух-поверхность» этот самолет сможет нести оружие класса «воздух-воздух». Главным вооружением такого рода могут стать ракеты PL-15 и PL-21.
По имеющимся данным, ракета PL-15 с дальностью 200 км уже состоит на вооружении ВВС НОАК. Изделие PL-21 с вдвое большей дальностью пока находится на стадии разработки. При помощи этого оружия J/H-XX в теории сможет поражать ключевые элементы обороны противника, такие как самолеты ДРЛОиУ или воздушные командные пункты. После такого удара истребители-бомбардировщики смогут «обрабатывать» другие цели.
Для поражения наземных целей возможно применение широкого круга ракет и бомб разных типов. Вероятно, J/H-XX сможет с одинаковыми результатами атаковать как наземные, так и надводные цели.
Сроки и результаты
По данным РУМО США, в 2018-19 гг. проект J/H-XX находился на стадии опытно-конструкторских работ. В ближайшие годы должен появиться опытный образец. Достижение начальной оперативной готовности состоится не ранее 2025 г. Таким образом, к концу нового десятилетия ВВС НОАК будет располагать достаточным количеством новой техники.
Реконструкция облика J/H-XX на основе доступных изображений
Примерно в это же время ожидается появление первых стратегических бомбардировщиков H-20. Таким образом, в 2025-30 гг. Китай запустит процесс модернизации дальней авиации за счет поставок долгожданной новой техники. Положительные последствия этого очевидны. Главное из них заключается в том, что НОАК после долгих десятилетий ожидания все же получит совершенно новые дальние бомбардировщики, соответствующие актуальным требованиям.
При помощи двух новых самолетов Китай сможет кардинальным образом модернизировать свою дальнюю авиацию, сделав ее более гибким и удобным инструментом для решения возникающих задач. Два бомбардировщика с разными характеристиками смогут решать боевые задачи в разных зонах ответственности, что даст очевидные преимущества. В оперативно-тактической зоне сможет работать J/H-XX, и это позволит высвободить H-20 для выполнения стратегических задач. Сейчас все подобные миссии возлагаются только на H-6 в разных модификациях.
Сможет ли реальный J/H-XX нести вооружение «воздух-воздух» – неясно. Если китайская промышленность обеспечит такие возможности, НОАК получит универсальный инструмент со значительным боевым радиусом. Возможно формирование новых методик боевого применения, учитывающих основные возможности дальнего «истребителя-бомбардировщика».
Предполагаемый боевой радиус будущего J/H-XX позволит ВВС НОАК контролировать значительную часть акваторий и островов вблизи континентального Китая. Вероятно, самолет оснастят системой дозаправки в воздухе, что расширит его зону ответственности. Так, авторы The Military Balance опасаются, что новые китайские бомбардировщики смогут представлять угрозу даже для Австралии.
Основания для опасений
Большая часть сведений о бомбардировщике J/H-XX пока официально не оглашалась, и потому приходится полагаться лишь на отрывочные данные и оценки. Насколько правдоподобны существующие прогнозы – станет ясно лишь в будущем. Пока же на их основе складывается весьма интересная и интригующая картина.
После 2025 г. ВВС НОАК могут получить дальние бомбардировщики сразу двух типов. Для замены устаревших дозвуковых H-6 предназначаются малозаметные самолеты с современным оборудованием и вооружением. Один из этих самолетов будет развивать сверхзвуковую скорость и, возможно, освоит специальность истребителя. Следует отметить, что это будет первый китайский сверхзвуковой дальний бомбардировщик.
Таким образом, всего через несколько лет китайские ВВС начнут крупнейшую программу модернизации своей дальней авиации, которая должна завершиться в весьма интересными результатами. Конечно, если известные оценки, утечки и т.д. соответствуют действительности и отражают реальное положение дел в проекте J/H-XX.
Источник: topwar.ru