Грузовики Studebaker US6 в иранских горах, март 1943 г. Фото Wikimedia Commons
Осенью 1941 г. СССР получил первые американские грузы, отправленные в рамках программы ленд-лиза. Подобные поставки продолжались до самого конца войны и охватывали множество направлений. Так, среди разнообразной техники основную массу составляли автомобили, в первую очередь грузовики. Рассмотрим особенности поставок автомобильной техники.
Сухие цифры
По данным справочников Института военной истории Минобороны России, на 22 июня 1941 г. РККА имела в своем распоряжении более 281 тыс. автомобилей всех доступных типов, в основном грузовых. С таким автопарком, распределенным по всей территории страны, пришлось начинать войну. В первые два месяца войны из народного хозяйства изъяли более 206 тыс. автомобилей разных типов, что позволило усилить армейскую логистику – ценой ухудшения обстановки в тылу.
В годы Великой Отечественной все основные автомобильные заводы продолжали работу, перестроив производство под текущие нужды. С конвейеров сходили в основном грузовики, также выпускались легковые автомобили некоторых моделей. Некоторые автозаводы освоили производство бронетехники или вооружений. С начала войны и до конца 1945 г. советский автопром сдал более 266 тыс. единиц автомобильной техники.
Колонна «Студебекеров» в освобожденной Вене. Фото Wikimedia Commons
Автомобили имели особое значение, и потому достаточно быстро заняли соответствующее место в заказах на поставки в рамках ленд-лиза. Достаточно быстро грузовики, тягачи и джипы стали основной техникой в поставках. Согласно послевоенному отчету военного ведомства США, за время войны в СССР отправили ок. 434 тыс. американских автомобилей. Более 5,2 тыс. единиц поставила Великобритания.
Американский и британский автопром предлагали широкий выбор продукции, и РККА воспользовалась открывшейся возможностью. Изучались и заказывались самые разные образцы; наиболее удачные и удобные становились предметом новых заказов. В СССР отправляли технику полусотни моделей от 26 автомобильных компаний. Одни образцы закупались десятками тысяч, другие – лишь десятками.
«Виллис» в Маньчжурии, лето 1945 г. Фото Mirtransporta.ru
Большая часть автомобилей поступала в полуразобранном состоянии или в виде машинокомплектов. Сборка и подготовка к эксплуатации осуществлялась на специально построенных предприятиях в Иране и на советских заводах. К примеру, Горьковский автозавод в 1941-46 гг. собрал порядка 50 тыс. импортных автомобилей – параллельно с производством собственной техники.
Поставки лендлизовских автомобилей позволяли быстрее восстанавливать потери в технике, производить переоснащение частей на фронте и восстанавливать логистику в народном хозяйстве. По мере продолжения поставок по ленд-лизу доля импортной техники постепенно росла. По разным оценкам, в отдельные периоды до 30-32 проц. автопарка РККА составляли американские и британские машины.
Основные типы
Самым массовым зарубежным автомобилем в РККА стал 2,5-тонный трехосный грузовик Studebaker US6. Наша страна получила более 150 тыс. таких машин, как в готовом виде, так и в виде машинокомплектов. Такие грузовики, ранее отвергнутые армией США, хорошо показали себя в РККА, что поспособствовало появлению новых заказов. US6 нашли применение как в перевозках, так и в бою. Значительная часть отечественных реактивных минометов строилась именно на таком шасси.
Гвардейский реактивный миномет на шасси Chevrolet G7107. Фото Mirtransporta.ru
В 1942-43 гг. начались поставки грузовиков Chevrolet серии G7100. До конца войны отгрузили более 60 тыс. таких машин, из них ок. 48 тыс. прибыло в СССР. Американские «полуторки» стали полезным дополнением к отечественной технике такого класса и нашли применение в разных сферах. G7100 поставлялись в виде грузовиков и специальной техники. Наши специалисты тоже проводили опыты по переоснащению полученных автомобилей.
За годы войны компания GMC изготовила более 560 тыс. грузовиков CCKW нескольких модификаций. Из них лишь 8,7 тысячи отправили в СССР. Одной из причин столь малых объемов поставки стало наличие более удобной альтернативы от «Студебекера». Также можно отметить 2,5-т автомобили от International Harvester. По тем же причинам РККА приобрела лишь 4,3 тыс. такой техники.
Массовым, но неудачным оказался коммерческий двухтонный грузовик Dodge WF-32. В 1942-43 гг. СССР успел приобрести ок. 9,5 тыс. таких машин. Ходовая часть гражданской машины оказалась неприспособленной к армейским нагрузкам. Из-за постоянных поломок и проблем с обслуживанием армия отказалась от дальнейших закупок такой техники. По мере выхода из строя имеющиеся машины заменяли другими.
GMC CCKW в роли миномета. Фото Kolesa.ru
В контексте автомобильного ленд-лиза нельзя не упомянуть легендарный Willys MB. Поставки таких автомобилей повышенной проходимости начались летом 1942 г. и продолжались до конца войны. «Виллис» хорошо показал себя в качестве штабной машины, артиллерийского тягача и т.д., благодаря чему постоянно появлялись заказы на новые партии техники. Всего РККА получила более 52 тыс. таких машин.
В малых количествах
Однако не все автомобили закупались в больших количествах. К примеру, РККА проявляла интерес к тяжелым 10-тонным грузовикам, но не нуждалась в большом их числе. Так, за несколько лет получили только 921 автомобиль Mack NR в разной комплектации. Эти машины использовались в артиллерийских частях, укомплектованных тяжелыми системами, а также в других подразделениях и в тылу.
Едва ли не самым редким грузовиком ленд-лиза стал американский «шеститонник» Autocar U8144T. Седельные тягачи этого типа являлись основой импортного понтонно-мостового парка. РККА получила лишь несколько таких комплектов, а с ними всего 42 автомобиля.
Грузовик Mack NR британской армии. В кузове — танк Valentine с маскировкой. Фото Imperial War Museum / iwm.co.uk
Полезный импорт
После окончания Великой Отечественной и Второй мировой войны страны-участники договоров о ленд-лизе приступили к взаиморасчетам. Потерянная техника, в т.ч. многочисленные автомобили всех типов, попросту списывалась, а оставшуюся материальную часть следовало вернуть или оплатить. Часть автомобильной техники оставили в РККА и народном хозяйстве, учтя ее при дальнейших расчетах. Еще долго в частях, на заводах и в колхозах можно было встретить импортные машины тех или иных типов.
Поставки автомобильной техники американского и британского производства по ленд-лизу нельзя не признать полезными. Регулярное получение техники с темпами до нескольких тысяч единиц в месяц – вместе с собственным производством – позволяло быстрее восполнять потери действующей армии, производить ее переоснащение, а также насыщать тыловые подразделения и народное хозяйство. Повышенные темпы поставок техники очевидным образом сказались на показателях экономики и боеспособности армии.
Возможность приобретать автомобили или другую технику у зарубежных стран позволила частично разгрузить собственное производство и сократить соответствующий расход сырья. Освобожденные ресурсы и производственные мощности можно было бросить на другие актуальные задачи.
Шеститонный седельный грузовик Autocar U-8144-T. Фото US War Department
Наконец, советские специалисты получили возможность в полной мере изучить и оценить современные разработки множества зарубежных автомобильных компаний. Тщательному изучению подверглась техника полусотни типов. Уже во время войны накопленный опыт стали использовать в собственных проектах.
Война и расчет
При всем этом имели место и выгоды экономического характера. За годы войны значительная часть лендлизовской техники была утеряна и потому не нуждалась в оплате. После длительных переговоров СССР и США договорились о выплате 720 млн долл., тогда как общая стоимость поставленной продукции достигала почти 11 млрд долл.
Уже в 1941 г. перед СССР появились новые возможности, связанные с американской программой ленд-лиза. Советское военное и политическое руководство грамотно использовало их и получило максимальные выгоды – при весьма ограниченных тратах. Автомобильное направление, критически важное для армии, не стало исключением. В итоге победу приближали как отечественные, так и зарубежные машины всех необходимых моделей.
Источник: topwar.ru