Шасси Type-X с неполным составом агрегатов
В начале апреля эстонская компания Milrem Robotics впервые рассказала о разработке перспективного робототехнического комплекса Type-X, представляющего собой многоцелевую безэкипажную боевую бронированную машину. Вскоре началась сборка опытного образца. Он уже готов. Прототип показали возможным заказчикам.
Готовый образец
В начале июня эстонское телевидение показало репортаж из сборочного цеха компании Milrem Robotics. «Главным героем» репортажа стало строящееся шасси для РТК Type-X. К моменту съемки были завершены основные сборочные работы, но часть агрегатов отсутствовала. Кроме того, комплекс не успел получить боевой модуль – он находился рядом под чехлом. Однако, как затем выяснилось, завершение сборки не требовало много времени.
Всего через несколько дней, 17 июня компания Milrem Robotics провела мероприятие с участием представителей вооруженных сил нескольких неназванных стран. Военным, которым в будущем предстоит эксплуатировать такую технику, показали опытный образец РТК Type-X со всеми основными компонентами.
В ходе мероприятия вновь назвали основные преимущества нового проекта, оглашенные ранее. РТК Type-X должен эффективно решать те же задачи, что и «пилотируемые» машины, но оказывается проще в эксплуатации, дешевле и выгоднее обычных боевых машин пехоты со схожими характеристиками.
Готовая платформа
Также 17 июня представили перспективную систему управления Intelligent Functions Kit, предназначенную для Type-X и других РТК разного назначения. Такая система призвана повышать автономность техники. Она позволяет РТК самостоятельно осуществлять навигацию и выполнять другие задачи.
Особенности платформы
Ранее в свободном доступе имелись только компьютерные изображения перспективного РТК и часть сведений о его тактико-технических характеристиках. Недавние репортажи и пресс-релизы позволяют рассмотреть новую технику в больших подробностях – а также сделать выводы.
Ранее указывалось, что боевая масса РТК Type-X – 12 т. Полезная нагрузка в виде боевого модуля или другого оснащения – до 3 т. Длина машины – 6 м при высоте не более 2,2-2,5 м, в зависимости от «полезной нагрузки». Все это предъявляет определенные требования к силовой установке и ходовой части. Некоторые сведения о них уже были оглашены, а теперь известны новые подробности.
Еще в первом анонсе компания-разработчик говорила о применении гибридной энергоустановки с дизель-генератором, аккумуляторами и тяговыми электродвигателями. Все двигатели помещены в корме корпуса, аккумуляторы – в носу. Использована единая шина, обеспечивающая энергоснабжение всех систем, от двигателей до электроники вооружений.
РТК Type-X с боевым модулем CPWS Gen.2
В репортаже из сборочного цеха достаточно подробно показали шасси и элементы ходовой части. На каждом борту имеется семь опорных катков с индивидуальной подвеской на балансирах. Все катки оснащены внешними амортизаторами. Ведущие колеса размещены в корме. Используется цельная резиновая гусеница.
Утверждается, что на борту машины имеется все необходимое оборудование для передвижения по командам или в автоматическом режиме, навигации, связи и т.д. Электроника собрана в блоки с возможностью быстрой замены – для ремонта или изменения возможностей машины. Из всех приборов снаружи заметны только блоки камер и дальномеров, размещенные в передней части надгусеничных полок. Их компоновка указывает на возможность слежения за широким сектором передней полусферы, достаточным для вождения.
По данным разработчиков, РТК Type-X сможет самостоятельно передвигаться по шоссе и пересеченной местности с максимальной скоростью 80 км/ч. Запас хода – 600 км. В зависимости от текущих потребностей возможно движение с использованием дизельного двигателя или на аккумуляторах.
Часть характеристик и особенностей платформы до сих пор остается неизвестной. В частности, не уточнялись параметры противопульного бронирования, характеристики проходимости и т.д. До завершения полноценных испытаний будут актуальными и вопросы эффективности работы электронных систем дистанционного и автономного управления.
Башня для прототипа
Платформа Type-X может комплектоваться любым боевым модулем массой не более 2-3 т. Один из вариантов такой конфигурации уже был показан в виде рекламного изображения. Также существует другой вариант – его реализовали на опытном образце, недавно достроенном и показанном потенциальным заказчикам.
Ранее демонстрировавшийся вариант ББМ Type-X
В этом случае на стандартный погон крыши шасси монтируется боевой модуль CPWS Gen.2 от компании John Cokerill (бывшая CMI Defence). Изначально он представлял собой низкопрофильную обитаемую башню с ракетным, пушечным и пулеметным вооружением. Для использования на Milrem Type-X или подобных платформах конструкция доработана – с удалением штатных органов управления и установкой средств дистанционного контроля.
Опытный РТК получил 25-мм автоматическую пушку и пулемет нормального калибра. Конструкция боевого модуля позволяет устанавливать подобные системы разных типов, вплоть до 30-мм пушек разных моделей. На правом борту находится пусковая установка под две управляемые ракеты – их тип тоже подбирается заказчиком. Предусмотрены дымовые гранатометы.
На крыше башни находится оптико-электронный блок с дневными и ночными средствами наблюдения, а также лазерным дальномером. Его предлагается использовать в качестве панорамного прицела, обеспечивающего как наблюдение, так и наведение оружия.
Планы на будущее
Еще в апреле руководство компании Milrem Robotics утверждало, что комплекс Type-X уже нашел своего заказчика. Разработку проекта почти полностью оплатила неназванная страна. Вполне возможно, что 17 июня готовый прототип показывали именно этому заказчику, однако точные данные на этот счет пока отсутствуют.
Концепт подвижного центра управления РТК на базе колесного бронетранспортера
Планы компании-разработчика на ближайшее будущее предусматривают завершение всех работ по строительству и подготовке опытного образца к испытаниям. Заводские испытания предполагается начать до конца III квартала текущего года. По всей видимости, первым на испытания выйдет РТК с боевым модулем CPWS Gen.2. В дальнейшем возможно появление иных версий комплекса с другим вооружением и оснащением, в т.ч. невоенного назначения.
Грядущие испытания покажут реальный потенциал нового робототехнического комплекса – а заказчик, оплативший разработку, сможет сделать выводы. Кроме того, другие страны получат возможность оценить РТК не только по рекламе. Вполне возможно, что все это скажется на круге возможных заказчиков.
Передовые разработки
Направление относительно тяжелых РТК боевого назначения представляет большой интерес для разных заказчиков и уже существует целый ряд подобных проектов из разных стран. В этом отношении проект Type-X оказывается одной из передовых разработок, которая в будущем может принять участие в формировании полноценного рынка боевых РТК.
На данный момент организация-разработчик смотрит в будущее с оптимизмом. Завершение сборки первого опытного образца и его демонстрация заказчику становится дополнительным поводом для высоких оценок и положительных прогнозов. При этом проект далек от своего завершения, и все еще присутствуют серьезные риски, способные повлиять на его ход и коммерческие результаты.
Проект Milrem Type-X в предложенном виде выглядит весьма интересно с разных точек зрения, но его будущее остается неопределенным. Ясность появится только после подтверждения характеристик и возможностей на практике. Испытания стартуют в ближайшие месяцы, и тогда можно будет делать выводы.
Источник: topwar.ru