Вывод «Ретивого» из эллинга. «Северная верфь», 25 декабря 2019 г.
С 2008 по 2018 г. военно-морской флот России получил шесть корветов пр. 20380 «Стерегущий». Эти корабли были распределены между Балтийским и Тихоокеанским флотами. Строительство «Стерегущих» продолжается, и уже в этом году возможна сдача одного или двух новых корветов. В частности, свой первый корабль пр. 20380 может получить Черноморский флот – «Ретивый» уже спущен на воду и после достройки пойдет на испытания.
Сроки строительства
«Ретивый» является шестым серийным кораблем пр. 20380 и первым, строящимся в интересах КЧФ. Закладка корвета состоялась 20 февраля 2015 г. на предприятии «Северная верфь» в г. Санкт-Петербург. Строительство заняло около пяти лет. Корабль вывели из эллинга 25 декабря 2019 г. и спустили на воду 12 марта с.г., после чего отправили к стенке для достройки. К настоящему времени также был сформирован экипаж. Он уже прибыл в Санкт-Петербург для прохождения подготовки.
18 мая «Известия» опубликовали актуальные планы по «Ретивому». Со ссылкой на источники в командовании КЧФ и ВМФ сообщается, что корвет могут достроить, испытать и сдать заказчику уже в этом году. Однако пока не исключается, что работы затянутся, и корабль сдадут только в 2021-м.
«Ретивый» станет первым кораблем своего типа в составе Черноморского флота, и за ним последуют новые. Сообщается о планах по строительству еще двух аналогичных корветов. Один из них, «Строгий», в июне прошлого года был спущен на воду и достраивается у стенки. Ожидается его выход на испытания.
Технические особенности
По своей сути корвет пр. 20380 представляет собой многоцелевой сторожевой корабль ближней и дальней морской зоны. Он способен наносить удары по наземным и береговым целям, осуществлять противовоздушную и противолодочную оборону – как самостоятельно, так и в составе корабельной группы. Ряд особенностей конструкции и состав оборудования обеспечивают высокие тактико-технические характеристики, соответствующие современным требованиям.
Спуск на воду. 12 марта 2020 г.
Корабль полным водоизмещением 2250 т и наибольшей длиной 104,5 м построен на основе оригинального корпуса с улучшенными характеристиками. Его подводная часть отличается сокращенным сопротивлением, что позволяет оптимизировать энергоустановку с одновременным ростом ходовых качеств. Надводная часть конструкции выполнена с применением стелс-технологий и снижает заметность примерно втрое в сравнении с кораблями схожих размеров.
Снижению заметности способствуют общие обводы и особенности конструкции. Так, надстройка и некоторые агрегаты на палубе прикрыты фальшбортами. В конструкции надводной части корабля широко используются неметаллические материалы с низким уровнем отражения радиосигналов. Также применяется современная аппаратура радиоэлектронной борьбы.
Корвет имеет двухвальную энергоустановку на основе дизель-дизельных агрегатов ДДА12000 общей мощностью 24 тыс. л.с. В ее составе применены решения по снижению шумности, заимствованные у подлодок. Корабль способен развивать скорость 27 узлов; экономическая – 14 узлов. Дальность плавания – 4 000 морских миль. Также на корабле используются четыре дизель-генератора по 630 кВт.
Пр. 20380 предусматривает использование развитого радиоэлектронного комплекса. В его состав входят боевая информационно-управляющая система «Сигма-20380», комплекс управления вооружением «Пума-02», РЛС разного назначения «Пал-Н», «Фуркэ-2» и «Монумент-А», гидроакустические станции «Заря-2», «Минотавр-М» и «Анапа-М», а также другие системы и средства.
«Стерегущий» — головной корвет пр. 20380
В качестве основного ударного вооружения используется ракетный комплекс «Уран» с боекомплектом из 8 ракет. Имеется ЗРК «Редут» с 12 ракетами. Также в ПВО используются перевозимые на борту ПЗРК «Игла». В состав артиллерии входят установка А-190 с орудием калибра 100 мм и два шестиствольных автомата АК-630М. Предусмотрена установка крупнокалиберных пулеметов и противодиверсионных гранатометов. По бортам корпуса смонтированы два четырехтрубных аппарата «Пакет-НК» для торпед и антиторпед. На корме имеется вертолетная площадка, перед нею в надстройке выполнен ангар.
Экипаж корабля включает 100 человек, включая 14 офицеров. Автономность по запасам – 15 суток.
Новые возможности
Корветы пр. 20380, в т.ч. новейший «Ретивый», являются многофункциональными боевыми единицами, способными решать широкий круг боевых задач в пределах ближней и дальней морской зоны. При этом, за счет ограниченных размеров и водоизмещения, «Стерегущие» отличаются относительной простотой и дешевизной.
По совокупности технических и экономических параметров корабли пр. 20380 представляют большой интерес для российского ВМФ, что уже привело к появлению нескольких заказов и развертыванию массового строительства. Шесть кораблей построены, еще четыре находятся на стапелях или у стенок. Также ведется строительство модернизированных корветов новых проектов 20385 и 20386.
Из шести построенных корветов пр. 20380 четыре отправились служить в составе Краснознаменного Балтийского флота. Оставшиеся два пошли на Тихий океан. Теперь речь идет о передаче новых кораблей в состав КЧФ. В 2020-21 гг. моряки-черноморцы получат две такие боевые единицы, а в отдаленном будущем ожидается третья.
Корветы Тихоокеанского флота. Вскоре такую же «группировку» получит Черноморский
В настоящее время надводные силы КЧФ включают один ракетный крейсер и шесть сторожевиков-фрегатов, а также корабли охраны водного района, малые ракетные и противолодочные корабли. Сторожевые корабли-корветы пока отсутствуют. Таким образом, передача корветов пр. 20380 должна заметным образом изменить облик и возможности Черноморского флота. «Ретивый» и два последующих корабля займут важную нишу и возьмут на себя часть задач, пока поручаемых другим кораблям.
Желаемое будущее
По итогам текущего строительства КЧФ получит группировку из шести сторожевых кораблей двух классов. Уже имеются и несут службу три фрегата пр. 11356, способные работать в дальней морской и океанской зонах. Строящиеся корветы пр. 20380 дополнят их. При этом появление новых кораблей меньшего водоизмещения, имеющих близкие возможности, позволит в некоторой мере компенсировать срыв строительства более крупных фрегатов.
Корабельные группы, включающие новые корветы, смогут работать в Черном и Средиземном морях. Задачей кораблей пр. 20380 станет поиск и обнаружение всех основных целей с возможностью их поражения соответствующим вооружением. При этом, в зависимости от боевой задачи, корвет может брать на себя главную или вспомогательную роль.
ВМФ России имеет большой опыт эксплуатации корветов пр. 20380, а промышленность за прошедшие годы успела исправить все имевшиеся недостатки проекта. Черноморский флот получит полноценные боевые корабли с широкими возможностями, способные стать хорошим дополнением к уже имеющимся надводным силам. Совместная эксплуатация кораблей разных классов с отличающимся оснащением и вооружением даст желаемые результаты.
Введение любых новых кораблей в состав КЧФ повышает общий потенциал вооруженных сил на стратегическом юго-западном направлении. В течение нескольких следующих лет таким вкладом в обороноспособность станут три новых корвета. Уже в этом году на испытания выйдет первый из них. А при отсутствии существенных затруднений, в конце года его передадут флоту, и в начале 2021-го войдет в боевой состав.
Источник: topwar.ru